Экстернат – весьма популярная в последние годы форма итоговой аттестации. К сожалению, многие учителя относятся к ней настороженно, а администрация школ зачастую пытается отговорить детей от такого способа получения аттестата. Понятно, почему: ребята на занятия не ходят, готовятся сами… Однако по той же причине школьники обычно двумя руками за свободу. На этой странице парадоксальным образом сошлись два материала: вчерашняя школьница критикует экстернат, а методист защищает и пытается объяснить, что же это такое. А что думаете вы, уважаемые читатели?
Скольких недоразумений удалось бы избежать, если бы все термины строго употреблялись исключительно в их прямом значении. Возьмем, к примеру, слово «экстернат»…
Разумнее всего начать поиск с текста закона «Об образовании» (ст.10, п.1). Все формы получения образования можно разделить на две группы:
1) очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная;
2) семейное образование, самообразование и экстернат.
Принцип деления прост: в первом случае обучение в образовательном учреждении обязательно, а во втором – нет. Ученик может произвольно сочетать различные формы. Подобная вариативность должна устраивать всех учеников, поскольку дает им право самостоятельно выбирать: где, когда, как и сколько они будут учиться. Казалось бы, получай образование и радуйся. Но не тут-то было… Сочетание форм на практике превратилось в невообразимую кашу, из которой уже почти невозможно выделить исходные компоненты. Участники образовательного процесса зачастую настолько вольно используют термины, что сами окончательно запутываются. Именно так произошло с экстернатом.
Вот один пример. Довольно известный вуз на своем сайте сообщает: «Экстернат – это универсальная форма обучения на расстоянии с использованием широкого спектра как традиционных, так и новых информационных и телекоммуникационных технологий и средств, которые создают студенту условия свободного выбора образовательных дисциплин, обеспечивают диалоговый обмен с преподавателем. При этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и времени». Судя по описанию, речь идет совсем не об экстернате, а о дистанционном обучении.
Другой пример – репетиторский центр предлагает «обучение экстернатом». В рекламе сказано, что «учащиеся 1-5-х классов посещают пятидневные занятия, старшие – шестидневные занятия». Расписание каждого класса состоит из блоков занятий в соответствии со списками экзаменов, включенных в зимнюю или летнюю сессию. Принимают экзамены в другом учебном заведении, имеющем аккредитацию. В этом случае налицо типичные очные занятия с репетиторами.
Право на экстернат могут получить и общеобразовательные школы. Как они его реализуют? Чаще всего в форме «интенсива». Под этим названием скрывается лекционно-семинарская очная форма обучения. Бывает, что после блока из 2-3 пар по одному предмету преподаватели сразу же принимают зачет по пройденному курсу. Никаких сомнений – настоящий интенсив.
Чего ждут дети (и/или родители) от подобных «экстернатов»? Чтобы их быстро научили самому необходимому и выдали документ об образовании. А что собой представляет настоящий экстернат?
В Большой советской энциклопедии все разъяснено предельно четко и ясно: «Экстернат – установленный порядок сдачи экзаменов за курс учебного заведения для лиц, не обучавшихся в нем (экстернов)»; соответственно «Экстерн (от лат. externus – внешний, посторонний) – лицо, сдающее экзамены за курс учебного заведения, в котором оно не обучалось». Эти определения не оставляют никаких сомнений в том, что экстернат ни в коем случае не учеба, а всего лишь итоговая аттестация.
Согласно действующему законодательству сдать экзамены экстерном в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, может любой желающий. Как он будет к ним готовиться? Да любым способом. Можно учиться в обычной или вечерней школе, можно в семье, можно самостоятельно… Именно это и называется сочетанием форм получения образования.
Чтобы быть допущенным к экзаменам экстерном, нужно соблюсти некоторые формальности. Важно успеть подать заявление не позднее трех месяцев до начала государственной (итоговой) аттестации, совершеннолетние обращаются лично, за несовершеннолетних это делают родители. Документы о предыдущих этапах обучения можно приложить к заявлению, но даже если их нет – не беда, уровень знаний педагоги определят на месте. Кроме итоговой аттестации можно сдавать экстерном промежуточные экзамены за любой класс и по любому предмету. Важно, чтобы их было не более 12 в год.
Экстерн имеет право (но не обязан):
получать необходимые консультации (в пределах двух учебных часов перед каждым экзаменом);
брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;
посещать лабораторные и практические занятия;
принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.
Все это, заметьте, совершенно бесплатно! Если же экстерну предлагают оплачивать занятия, то речь идет о платных образовательных услугах.
Аттестат экстернам выдают самый обычный, без особых пометок.
Вообще экстернат следует признать замечательным явлением в нашей истории. Благодаря ему многие великие люди получили документ об образовании.
Константин Циолковский перенес тяжелую болезнь, после которой почти не слышал, для него экстернат был способом преодолеть недуг. Генрих Нейгауз в 1915 году окончил Венскую консерваторию, но этот диплом не имел юридической силы в России, поэтому в 1916 году великий музыкант сдал экзамены экстерном в Петербургской консерватории, преодолев бюрократические барьеры.
Но самый потрясающий экстерн – Сергей Витте. Полученные в Тифлисской гимназии оценки по наукам и по поведению оказались весьма посредственными, поскольку юноша излишне увлекался музыкой и спортом; путь в Одесский университет был ему заказан. Тогда вместе с братом они приехали в Кишинев, где экстерном получили новые аттестаты зрелости.
Пусть их пример вдохновляет будущих ученых, музыкантов и политиков независимо от того, в какой форме они учатся и сдают экзамены.
Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист Московского института открытого образования
Документы и факты
С 23.06.2000 года вступил в силу приказ Министерства образования РФ об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната.
Пункт 3.3. Положения гласит: «Промежуточная аттестация экстернов предшествует государственной (итоговой) аттестации и проводится по предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, кроме предметов образовательных областей «Искусство», «Физическая культура», «Технология», если эти предметы не являются профильными в данном общеобразовательном учреждении, классе».
В 2005 году в России было 12 тысяч экстернов, в 2006-м – уже 19 тысяч.
В Москве обучаются 22 тысячи экстернов, существует 22 школы-экстерната. Информация по экстернату в Москве на сайте http://www.extern-mos.ru/.
Комментарии