Дима Бабаев легко сдал школьные экзамены. Свой аттестат он отнесет в приемную комиссию Нижегородского государственного технического университета, напишет заявление, и его зачислят без вступительных испытаний на один из самых престижных факультетов вуза. Это право выпускник нижегородского лицея №87 заработал еще в январе, когда вместе со своей командой защищал проект.
На экране – компьютерная презентация проекта лицеистов, и сразу по нервам бьет заставка: каждый второй страдающий аритмией умирает сегодня только от того, что его сердце просто перестает работать. Современные кардиостимуляторы, разработанные и в Америке, и в Японии, и в России, применяются во всем мире, однако весь ужас заключается в том, что срок действия их ограничен. Как только заканчивается заряд блока питания, пациенту требуется повторная операция, чтобы зарядить кардиостимулятор вновь. Как правило, для больного это тяжелейшая процедура, и не все выдерживают операцию, не говоря уже о том, что и доступна она не всем из-за баснословной стоимости. А детский кардиостимулятор живет еще меньше – всего два-три года. И вся мировая медицина озабочена сегодня вопросом: как создать вечный кардиостимулятор. Лицеисты попробовали решить эту проблему, разработав свой проект. Нет, это не игра, здесь все по-настоящему. Вот и команду из десяти одиннадцатиклассников, капитаном которой был Дмитрий, консультировал декан инженерного физико-химического факультета НГТУ, профессор, доктор наук Михаил Григорьевич Михаленко. Ребята очень глубоко изучили медицинскую, химическую, физиологическую стороны процесса и нашли интересное инженерное решение. Преимущество лицейского кардиостимулятора еще и в том, что он и по размеру меньше ныне существующих.
Обычно технический университет дает статус победителя, а значит, и право зачисления без вступительных испытаний лишь участникам одной-единственной команды, занявшей первое место. Эта команда стала второй, но, несмотря на это, два ее участника – наш герой, ставший на время инженером – конструктором наномембраны, и его коллега Сергей Арефьев, программист микросхем кардиостимулятора, – также получили право стать студентами досрочно.
В портфолио Бабаева есть и третье место на Харитоновских чтениях, которые постоянно проводятся в нашем наукограде – Сарове. Выступающие здесь студенты и даже аспиранты приходят в изумление от того, какие идеи высказывают и, более того, подкрепляют их научными выкладками старшеклассники лицея №87. Девятиклассник Алексей Петренко в этом году представлял на Харитоновских чтениях свою часть командного проекта «Птерос» и тоже пополнил свое портфолио дипломом. Вообще это вызывает шок у тех, кто впервые присутствует на таких выступлениях. Преподаватели вузов, которые «жюрят» проекты школьников, сейчас уже привыкли. «А в первый раз, когда мы пригласили профессора НГТУ доктора наук Олега Кошелева вместе с командой деканов на пробную игру, которую мы тогда разработали, сначала они внимательно слушали, потом стали шушукаться между собой, переглядываться, – вспоминает заместитель директора лицея по дополнительному техническому образованию и допрофессиональной подготовке кандидат педагогических наук Татьяна Дурандина. – Я так волновалась, нервничала, вам не нравится, наверное, говорю. А они в ответ: «Да нет, мы думаем, на первый курс их взять или сразу на четвертый? Вот и решили посовещаться». А ребята тогда были еще в десятом классе!»
Однако с этого года Технический университет (выдаю маленькую тайну) эту технологию распространил на своих студентов, потому что ребята не только из 87-го лицея, но и других школ, которые участвуют в этой игре, резко выделяются по сравнению с другими – не развита у тех творческая жилка.
Техническое проектирование лишь часть того, что позволяет школьникам определиться в своей будущей профессии. Начинается оно практически с начальной школы. Младшим лицеистам очень повезло, что в кружке технического творчества работает с ними уникальный педагог Татьяна Евгеньевна Галатонова. В младших классах такие же темы, как и у старших, и объект они тоже выбирают сами. Только в отличие от старших те же шестиклассники к групповой деятельности еще не готовы, поэтому здесь идет индивидуальная разработка проекта. На этом разница и заканчивается, потому что, как и у старшеклассников, здесь принимается только авторская работа, свое ноу-хау. Впоследствии большинство таких изобретателей в основном идут в десятый физико-математический класс, которых в лицее два. Так вот, все сделанное лицеистами за годы учебы идет в зачет, как теперь принято называть, портфолио. Нынешний семиклассник Игорь Дубинов уже в третьем классе положил в копилку своих достижений медаль «Юный гагаринец». Мальчик увлекается космическими аппаратами и неоднократно представлял свои работы на конкурсы. В год 45-летия космической эры «за заслуги перед отечественной космонавтикой» Федерация космонавтики России прислала в Нижний Новгород юному лицеисту такую награду.
Впрочем, чтобы объяснить такой всплеск технической мысли, следует углубиться в историю школы. Учебное заведение, которое сегодня носит название «Лицей №87», 17 лет назад строилось как техническая гимназия. Впоследствии это противоречащее – «гимназия» означает усиление гуманитарного образования, а слово «техническая» прямо противоположно ему – наименование было приведено в соответствие. Но изначально это была авиационная школа, и так как строилась она под эгидой Министерства образования и Министерства авиационной промышленности, то была призвана готовить элитные интеллектуальные кадры для космической промышленности в целом и для местного авиационного завода «Сокол» в частности. Но с течением времени этот социальный заказ отпал – стал разваливаться завод, все стало разрушаться и в школе. Нужно было искать другие пути в образовании, но и терять те технические наработки тоже не хотелось. Так постепенно в лицее и пришли к тому, что сегодня существует, – не узкопрофильная космическая и авиапромышленность, а техническое проектирование во всех отраслях.
В годы перестройки уже на руинах «оборонки» вырастает интерес общества к экономистам, юристам. К тому же в Нижнем Новгороде как раз создается филиал Высшей школы экономики, а поскольку экономика – наука математическая, и теперь это уже доказано, в вузе обратили внимание на абитуриентов, студентов из лицея №87. Так с 1998 года лицей пополнился еще и экономическим профилем. По словам куратора экономического направления Владимира Тимофеева, конкурс в эти классы сразу был высок, поскольку это городское учебное заведение и сюда обязаны принимать ребят со всего Нижнего Новгорода. Более того, были случаи, когда в лицей приезжали учиться ребята из области. Высок конкурс и в этом году, ставился даже вопрос об открытии двух экономклассов и одного физматкласса. И опять состав учащихся будут определять по рейтингу достижений. В данном случае, как говорит зав.кафедрой экономики и классный руководитель одного из девятых классов Татьяна Машагина, мы собираем портфолио в течение последних двух лет. «Ребята участвуют во всех мероприятиях, разрабатывают дипломы, а у нас есть такая оценочная таблица, рейтинговый подсчет называется. Участие каждого ребенка в чем-то будет оцениваться дополнительно плюс к этому в зачет идут средний балл свидетельства об окончании девятого класса и средний балл по сдаче экзаменов».
Комментарии