Четырнадцать лет назад мы решили создать принципиально новую школу, интуитивно чувствуя ее необходимость. Концепция ее вынашивалась долго и отчетливо сложилась лишь спустя три года после открытия, когда уже мы могли использовать собственный опыт. В общем-то она дорабатывается до сих пор, ведь это не формальная бумага. Концепция школы – почти молитва, которую каждый педагог не просто знает наизусть, но живет по ней. Мы исходили из веяний времени и социального – родительского – заказа. Главная наша задача – формирование интегрированного в современное общество человека-гражданина, руководствующегося в своем поведении общечеловеческими ценностями. Коллектив школы пришел к выводу, что необходимо создать модель школы гуманистического диалога. Ее цели: реализация принципа индивидуализации обучения; приобщение личности к логике развития мирового культурного процесса; развитие личности в ситуации диалога цивилизаций и культур; изменение содержания образования в контексте единства и национального своеобразия мирового социокультурного процесса.
Смысл эксперимента – а наша школа стала федеральной экспериментальной площадкой – создать условия, в которых ребенок мог бы скорее найти себя и стать образованным, культурным человеком.
В основе концепции школы гуманистического диалога идеи, изложенные в культурологических трудах известных ученых XX века: Библера, Бахтина, Мамардашвили, Хайдеггера, Швейцера, Гадамера. Все они говорят о культуре как о главной созидательной исторической силе в условиях кризисного состояния цивилизации XX века. Образование, являясь составной частью культуры, становится категорией не столько информационной, сколько созидательной. Школа гуманистического диалога понимает знания как составную органическую часть мирового культурного процесса. От идеи образованного человека к идее «человека культуры» можно прийти лишь в процессе осознанного самосовершенствования, которое возможно только в условиях творческого диалога. Но основой творческого мышления диалог становится тогда, когда в него включаются разные субъекты образования: от ученика до внешкольного мира. Причем ученик – не единственная и не центральная фигура в этом многоголосье, а равноправная, равновеликая часть его. Только при таком условии в сознании ученика может сформироваться органическое чувство самоуважения и уважения к окружающему миру. Его жизненным принципом становится СО-хранение имеющихся культурных ценностей и приумножение их.
Принцип диалогичности – основа всего учебного процесса нашей школы. Принцип индивидуализации обучения, заложенный изначально, наполняется новым научно-творческим содержанием. Мы, взрослые и дети, наследники мировой культуры. Поэтому задача учителя любого предмета (!): усвоение учащимися логики развития мирового, исторического, научного, культурного, духовного процессов. В течение урока диалог возникает между учителем и учеником, учеником и учебником, учеником и научной литературой, учеником и Жизнью, Временем. Состояться как постоянно действующий принцип диалог может при условии, что в нем будет находиться педагогический коллектив. Главная задача для реализации диалога «учитель – учитель» – изменение содержания образования, корректировка программ в контексте мирового историко-культурного процесса.
Для осуществления этой программы, конечно, необходима творческая работа по самообразованию и учеников, и педагогов. На этой основе мы и пытаемся формировать личности – не просто многознающих, эрудированных молодых людей, но и СО-зидателей, СО-участников Времени и Истории.
Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155 города Омска
Комментарии