Вот что значит «жизнь сложилась». Есть любимое дело. Учишь детей поселка Ксеньевская Читинской области русскому языку и литературе. Стала профессионалом. Сначала с отличием закончила Читинский государственный педагогический институт им. Чернышевского, а теперь уже шесть лет работает в сельской школе. Обеспечен тыл. Есть муж Владислав, сыновья-двойняшки Роман и Максим. Знаешь, что в правильном направлении идешь.
Елена Сергеевна ЧАЩИНА стала педагогом Ксеньевской школы после двух лет работы ассистентом на кафедре русского языка Читинского пединститута. А ученики радуются. Особенно когда Елена Сергеевна задает им эвристические задачи, например такие: «Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы бы заменили точками?»
Вы отдадите своего ребенка в среднюю общеобразовательную школу, где обучают «всех и каждого» вот так:
– Ты опять не выполнил домашнее задание? Два! Куда ты повернулся? Отца давно не вызывали? Так… иди к доске. Тебе – три, а тебе – четыре за дополнение. Откройте страницу 15. Новая тема… Что, записочки пишем? Выросла, конечно. На дом: страница 16, 1-2 задание. У кого есть вопросы? У вас никогда нет вопросов…
Не хотите в такую школу? Тогда давайте предоставим возможность только «алчущим и жаждущим» пить из живого источника знаний. «Имеющий уши да услышит!» А не имеющий? А социальная справедливость? А человеческая любовь ко всем детям? Каждый учитель в силу своего жизненного и интеллектуального опыта сам отвечает на вопросы:
– Чему учить?
– Зачем учить?
– Как учить?
– Кого учить?
Я ответила для себя на эти вопросы так: основная задача преподавания – убедить ребенка учиться, чтобы он захотел получать знания. Надо уметь стимулировать учащихся к познанию. Если дети не усваивают материал, быстро его забывают, зачем тогда его преподавать? Это будет презентация знаний. Нужно сделать материал достоянием личного опыта ребенка, научить применять его в новой ситуации, иногда нестандартной. Значит, надо развивать творческий потенциал ученика. Сделать это можно только в условиях любви к детям: осуждение подавляет творческое начало в ребенке, а любовь, ласка, забота поощряют его творческую активность.
Приняла на веру, впитала в себя слова М.П.Щетинина: «Познание – это прежде всего общение учителя и учащихся и самих учеников друг с другом». Мне, учителю, невозможно оставаться случайным человеком в судьбе учеников, а нужно стать близким, понятным и принятым в душу. А это можно сделать только через совместный труд, через сотворчество. Радость творчества, сознание «я могу», «мне интересно», «я интересен» многое меняют в психологии ребенка. Вот они – три составляющие моей педагогической практики: интерес – творчество – общение.
Мои уроки неизменно строятся на творческом взаимодействии, способствуют развитию потенциала личности. В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет. Без творчества невозможно представить жизнь подростков».
Моя задача – помочь всем ученикам открыть в себе творческие способности, о которых они ранее и не подозревали. Достичь этой цели мне помогают отдельные приемы, активизирующие креативность учащихся, и специальные творческие уроки. Все они направлены на развитие у детей потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации. Учебный труд из каждодневной принудительной обязанности превращается в часть общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда возникает потребность в постоянном самообразовании. Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от работы, позволяющей им открывать себя: свои возможности, свои способности. Я убеждена, что нельзя идти на урок только со знанием какого-то правила или истории создания того или иного произведения. Это лишь материал, который может и должен способствовать раскрытию личности ребенка.
Комментарии