Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Москва и москвичи

Лето в разгаре даже осенью

III музыкальный open-air-фестиваль
УГ - Москва, №40 от 06 октября 2020. Читать номер
Автор:

Этой осенью в музее «Новый Иерусалим» состоялся III музыкальный open-air фестиваль «Лето. Музыка. Музей». Интересная и разнообразная культурная программа привлекла на концерты множество слушателей – от заядлых меломанов до маленьких детей.

По понятным причинам фестиваль был перенесен на сентябрь, но его название осталось неизменным – «Лето. Музыка. Музей». Да и летняя погода, установившаяся в столичном регионе в последней декаде сентября, стала настоящим подарком для всех любителей музыки, ведь концерты проводились по вечерам на улице в круглом уличном музейном атриуме. Сам формат проведения концертов классической музыки на открытом воздухе, к сожалению, не столь популярен в нашей стране. А зря! Фестиваль этого года показал, насколько это интересно, увлекательно, а главное – востребовано. Люди испытывают потребность в прикосновении к искусству, хотят слушать классическую музыку, готовы преодолевать расстояния и возможные неудобства ради встречи с прекрасным.

Фестиваль был приурочен к 100‑летию музея «Новый Иерусалим» и был открыт одновременно с открытием выставки «Возвращение в усадьбу», на которой представлены уникальные предметы из подмосковных усадеб – колоссальное наследие, сохраненное музеем. Новый Иерусалим стал спасительным местом для национализированных художественных ценностей подмосковных усадеб в 20-30‑е годы прошлого столетия. Выставка объединила экспонаты из усадеб «Ильинское» семьи Романовых, «Никольское-Урюпино» князей Голицыных, «Покровское» Шереметевых, «Введенское» князей Лопухиных и других. Многие вещи никогда ранее не представлялись вниманию публики.

Во время концертов музыка дополнялась красивым визуальным видеорядом: на стенах музея воспроизводилась объемная 3D-проекция с видами усадеб, парков, живописью, скульптурой. По замыслу организаторов, это нить между прошлым и настоящим, связь времен и эпох, запечатленная в музейных коллекциях. Кстати, фестиваль обновил свой формат – к концертам на открытом воздухе добавились камерные концерты в залах музея.

Мероприятие организовано музеем совместно с Московской областной филармонией при поддержке Правительства Московской области и Министерства культуры РФ. Министр культуры Московской области Елена Харламова отметила:
– Это самый молодой и амбициозный фестиваль, который стал заметным художественным явлением. Фестиваль с самого начала отличала концептуальная цельность – его афиша демонстрирует приверженность к высоким образцам мирового наследия и в то же время свежесть и оригинальность идей, способность чутко откликаться на запросы современного зрителя. Каждый год он формирует собственную публику, привлекая молодую аудиторию и выполняя просветительскую миссию. «Лето. Музыка. Музей» очень вписывается в концепцию самого музея, в котором сочетаются мультимедиа и традиции, культурное наследие Русской православной церкви и современное искусство, виртуальный концертный зал и детский центр. Вместе с фестивалем открывается и актуальная выставка. Впервые наш фестиваль получил поддержку Министерства культуры Российской Федерации. Убеждена, что у фестиваля, как и музея «Новый Иерусалим», большое будущее.

Впервые фестиваль «Лето. Музыка. Музей» прошел в 2018 году, тогда его посетили более 3000 человек, в 2019 году мероприятие собрало уже более 5000 зрителей. В этом году организаторы не гонятся за количеством, на первое место вышли комфорт и безопасность зрителей.

Мнение художественного руководителя фестиваля, дирижера Василия Петренко:
– Для меня open-air – это прежде всего возможность совмещения визуального ряда, ландшафта, природы и звуков музыки. В Новом Иерусалиме еще и уникальная история, музей, монастырь, который разрушался и возрождался вновь. В программе фестиваля мне особенно хотелось подчеркнуть эту идею возрождения в самых разных аспектах. Здесь и Поздний Ренессанс – музыка эпохи барокко, и тема духовного возрождения в сочинениях Штрауса, Малера. Программа фестиваля охватывает разные эпохи и разные взгляды на культурное наследие, искусство разных стран, разных ментальностей и религий. Классическая музыка – это всегда уникальный синтез прошлого и настоящего, направленный в будущее. В этом она очень близка к истории и философии Нового Иерусалима.

Президент фестиваля Максим Дунаевский отметил:
– Каждый из наших вечерних open-air-концертов будет представлять собой единое и многогранное аудиовизуальное произведение, в котором блестящее живое исполнение сольется с бессмертной классикой, живописью, скульптурой, архитектурой. Это будет настоящее путешествие, в котором можно будет отправиться в прошлое, подняться над землей на высоту птичьего полета и заглянуть в музейные фонды, чтобы увидеть то, что еще никогда не представлялось на выставках. Все это – в канве гениальной музыки! Мы предложим зрителям и уличные, и камерные концерты. Все устали от онлайн-выступлений, и, уверен, гости фестиваля получат огромное удовольствие от очной встречи с прекрасным.

Несколько отечественных коллективов были представлены на фестивале в этом году: Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и Московский камерный оркестр «Musica Viva». За пультом дирижеры Максим Венгеров, Дмитрий Синьковский, Андрей Рубцов, Дмитрий Матвиенко, Александр Соловьев и Валентин Урюпин. Среди солистов – Николай Луганский, Юрий Фаворин, Андрей Гугнин, Полина Осетинская, скрипачи Никита Борисоглебский и Леонид Железный, Ирина Сопова (альт), Анна Кошкина (виолончель), Эльмира Караханова (сопрано) и Виктория Каркачева (меццо-сопрано).

В программе фестивальных концертов как очень известные и часто исполняемые сочинения, так и музыкальные редкости (Мессиан, Вайнберг, Барток). Фестивальные концерты представят разные эпохи, темы и направления в искусстве. От музыки эпохи барокко (Вивальди) к русской классике (Глинка, Бортнянский), неоклассике (Респиги, Стравинский) и другим сочинениям XX века (Штраус, Прокофьев, Шостакович).

Первый концерт был посвящен 250‑летию со дня рождения Людвига ван Бетховена: в этот вечер прозвучали его Концерт для скрипки с оркестром ре мажор и Симфония №7 ля мажор. Программу представил Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова, дирижер и солист – Максим Венгеров (скрипка).

На закрытии прозвучали Концерт №3 для фортепиано с оркестром ре минор Сергея Рахманинова и Симфония №4 соль мажор Густава Малера. На сцене выступил Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова. Солисты – народный артист России Николай Луганский (фортепиано), Эльмира Караханова (сопрано). Дирижер – Валентин Урюпин.

Как не случаен выбор Четвертой симфонии Малера в качестве финального аккорда фестиваля! Симфония завершается словами: «Daß alles für Freuden erwacht» («Чтобы все пробудилось для радости»). Благодаря музыке мы пробудились для радости и с нетерпением ждем встречи на концертах фестиваля в 2021 году! А до конца мая следующего года можно посетить выставку «Возвращение в усадьбу» в музее «Новый Иерусалим».

Дмитрий ПАРНОВ

Фото предоставлено пресс‑службами музея «Новый Иерусалим» и Московской областной филармонии


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt