Мэтр Франсуа Озон в своей новой картине, выходящей в прокат 15 октября, не изменяет своему отчасти эксцентричному стилю. Фильм снят по роману британского писателя Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле», и это тот случай, когда книга словно написана под пристрастия режиссера, в арсенале художественных средств которого демонстрация любви, смерти, нетрадиционной сексуальной ориентации, черный юмор.
Чемберс – автор книг для детей и юношества, новатор в части стиля и содержания, лауреат многих литературных премий и обладатель почетных титулов. «Станцуй на моей могиле» входит в цикл из шести романов, объединенных темой «Что такое любовь?». Франсуа Озон признавался, что первый сценарий по этому произведению он написал очень давно, но не поставил его тогда, чему очень рад, новая версия, по которой сделана экранизация, куда лучше.
В целом фильм – откровенный и по-светлому ностальгический рассказ о взрослении, о радостях и переживаниях двух молодых людей. И хотя описываются события более чем тридцатилетней давности, герои практически ничем не отличаются от нас – они так же, как и мы, ранимы, тянутся к красоте, хотят любить и быть любимыми. Из ряда своих современников их выделяет, пожалуй, лишь способность бросить вызов обществу.
Один из центральных персонажей – шестнадцатилетний красавец-блондин Алекси (Феликс Лефевр) – живет во Франции, в Нормандии. Лето, за плечами – школа, впереди – свобода! Хотя, положа руку на сердце, воля призрачна, ибо нужно думать о дальнейшем пути. Учитель словесности господин Лефевр (Мельвиль Пупо) говорит, что у Алекси есть литературный талант, чем побуждает пойти по этой стезе – заманчивой, но крайне сомнительной в плане материальной составляющей. Однако герою улыбается удача: вдруг подворачивается хорошая, что называется, непыльная работа – продавца в частном магазинчике, так что можно учиться и параллельно подрабатывать.
Если разбираться детально, то благоволение Фортуны началось в тот день, когда парнишка вышел в море на лодке друга и попал в шторм. Судно перевернулось, Алекси, барахтаясь в воде, уже готов был проститься с жизнью, как вдруг увидел приближающийся к нему парусник. На его палубе стоял брюнет – обладатель мускулистого торса и ослепительной улыбки. Он-то и стал спасителем горе-путешественника.
Новый знакомый представился Давидом Горманом (Бенжамен Вуазен) и не замедлил продемонстрировать следование принципу «Мы в ответе за тех, кого спасли»: пригласил Алекси к себе домой, познакомил с мамой (Валерия Бруни-Тедески, к слову, сестра небезызвестной Карлы Бруни), дал ему свою одежду, напоил чаем и предложил заходить в любое время. Так началась их дружба.
Также почти сразу Давид поведал Алекси о своей большой утрате – смерти отца, основателя семейного бизнеса. «Теперь я торгую в магазине вместе с мамой», – сказал он, а потом предложил новому другу поработать у них этим летом. И все стало идеально: дело, деньги, дружба, романтика и новые впечатления. Если что слегка и встревожило Алекси, так это странная просьба Давида – в случае его смерти станцевать на его могиле. Но в юности мысли о зловещей старухе с наточенной косой быстротечны, обещание было дано и тут же забыто в уверенности, что выполнять его придется не скоро…
Почерк маэстро Озона – это легкость и кажущаяся беспечность. Юные герои движутся к истинам, которые мудрецами познаны давно, однако это не делает путешествие менее интересным, потому что путь у каждого свой. Зритель наблюдает историю красивого соблазнения под мелодичные шлягеры 80‑х, шум моря и крики чаек. Никакой пошлости, только искренность – и в страсти, и в отчаянии, и даже в любовном предательстве. Это эстетичный ответ на вопросы молодых об ответственности за свой выбор, об идеализации, о том, что мы часто заставляем страдать других потому, что сами испытываем боль.
В финале весьма выразительно проявляется идея, что трудноисполнимые клятвы – это результат манипуляций, прихоти властных личностей, своего рода кабала. Выводы нам предлагают сделать самостоятельно.
Как всегда у Озона – и этим режиссер особенно привлекателен – присутствует легкий флер античной трагедии, мотив некоей предопределенности, рока. То, что должно случиться, произойдет – если не сразу, то обязательно позже. И ничего не бывает просто так, всему есть причина, которая кроется, например, в истории рода. «Я думала, ты как дядя Жаки!» – этот возглас матери Алекси (Изабель Нанти), обращенный к сыну, заставляет нас и посмеяться, и в то же время призадуматься.
К слову, Нанти, занятая в этой роли второго плана, очень убедительна. Ей удалось донести ценность родительского постулата: каков бы ни был твой ребенок, он нуждается в любви и понимании, и важно, чтобы он всегда мог рассчитывать на твою поддержку. Нет претензий и к другим исполнителям, а дуэт Лефевра и Вуазена и вовсе можно презентовать как один из эталонов актерского партнерства. Стоит отметить, что у Бенжамена это дебютная работа в кино – отличный и в то же время ко многому обязывающий старт.
Жаннат ИДРИСОВА
У Бенжамена это не первая работа в кино