Фестиваль «Леонардо» был создан шесть лет назад, для того чтобы одаренные дети имели возможность выйти за пределы урока, каждодневной учебной деятельности и общаться с такими же заинтересованными в личностном развитии школьниками из разных регионов России, сверстниками из других стран на одном общем для них языке – языке творчества, собственных открытий, духовного и душевного полета.
В этом году в феврале был проведен очный тур для школ Москвы и Московской области, в нем приняли участие школьники из 50 образовательных учреждений. Все работы, представленные на фестивале, анализировала и оценивала экспертная группа педагогов Северного округа, имеющих опыт плодотворной работы по подготовке и проведению окружных конкурсов проектных и исследовательских работ. В стенах гостеприимного Центра образования №1409 собрались люди, для которых дороги «души прекрасные порывы», стремление к творчеству, к развитию, к созданию позитивных, добрых отношений между людьми. Вместе с ними фестиваль по-прежнему открывали выдающийся творец эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и замечательный просветитель, создатель русской культуры Николай Карамзин, воодушевляющий и сегодня юных исследователей научного общества «Карамзинисты» на собственные открытия, рядом с ними по-прежнему были почетные академики научного общества – доктора и кандидаты наук, представители Департамента образования, Северного окружного управления образования, учителя и родители, аспиранты и студенты ведущих вузов страны.Финальный этап фестиваля прошел в весенние каникулы. Оргкомитет фестиваля рассмотрел более 2 тысяч работ школьников и пригласил на финал авторов лучших проектов и исследований. Из разных регионов России в Москву на финал нашего фестиваля ежегодно приезжают победители региональных и областных конкурсов. В этом году активность проявили города и поселки республик Башкортостан, Чувашия, Карелия, Татарстан, Удмуртия, Бурятия, Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Мордовия, Хакасия, Марий Эл; Алтайского, Хабаровского, Красноярского, Краснодарского, Пермского краев; Астраханской, Белгородской, Владимирской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Курской, Липецкой, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Самарской, Свердловской, Томской, Челябинской, Ярославской областей; Ямало-Ненецкого автономного округа. В Москве собрались 670 юных исследователей. Вместе с ними в работе принимали участие их научные руководители – учителя школ, родители, преподаватели вузов.На основе анализа выбранных для изучения проблем можно увидеть, насколько разнообразны интересы старшей возрастной группы (от 14 лет). Личностную и социальную значимость имеют исследования и проекты участников, вошедших в число призеров и награжденных дипломами I степени: «Исследование воздействия электромагнитного излучения на водонефтяные эмульсии» (Сергей Иволгин, Уфа), «Низкоэнергетические источники света на основе органических электролюминаторов» (Иван Майоров, Москва), «Здоровый юноша – будущее России» (Елена Полянская, пос. Горноправдинск, Ханты-Мансийский район), «Особенности детско-родительских отношений в бурятской семье» (Бимба Батожаргалов, пос. Агинское, Забайкальский край), «Изучение некоторых особенностей лечения магниевого голодания растений» (Борис Белкин, Москва), «Исследование факторов, влияющих на рост и развитие гладиолусов» (Дарья Бурцева, Москва), «Оценка эффективности работы и воздействия водоочистной станции» (Анна Столярова, Смоленск), «М.В.Ломоносов – гениальный человек?» (Анна Сухинская, Серов), «Анализ потребительского поведения при выборе продуктов питания» (Ксения Счастливцева, Сыктывкар), «Забайкальско-маньчжурский пиджин как отражение межнациональных торгово-экономических взаимоотношений» (Саяна Чимитова, пос. Агинское, Забайкальский край).Не менее актуальны и интересны работы и маленьких участников (до 14 лет). Александр Бойцов (Долгопрудный) представил проект «Эксперимент: создание анимационного фильма в домашних условиях», Анна Вячкилева (Москва) – «Чему может научить конфетный фантик», Маргарита Романюк (Воронеж) – «В гостях у сказки». Элина Кадырова (Уфа) исследовала влияние внутренних и внешних сил на изменение облика Земли, Маргарита Заблоцкая (Москва) – морфологические особенности кристаллов. Вячеслава Сумарокова (пос. Двинской, Архангельская область) заинтересовала проблема зависимости содержания витамина С в настоях шиповника от способа их приготовления, Всеволода Клопова (Челябинск) – влияние формы крыла самолета на его аэродинамические характеристики. Евгений Чернилевский (пос. Селятино, Московская область) определил тему исследования следующим образом: «От любви к прошлому – к знаниям в настоящем и перспективам в будущем». Павел Захаров (Чебоксары) обозначил ее более конкретно: «Рыба ротан: палочка-выручалочка или экобиологическая угроза водоемов Чувашии». Виталий Чупахин (с. Курасовка, Белгородская область) задался вопросом: «Почему Петра I называют великим?». Петр Шмаков (д. Воронино, Московская обл.) определил свою задачу так: «Увековечение истории государства через создание анимационного фильма, посвященного выдающейся личности».Защита работ традиционно проходила по секциям в форме 6-минутного устного выступления с помощью презентации в программе Power Point и 6-минутного диалога с членами жюри и другими участниками фестиваля. Школьники не просто представляли свои работы, а увлеченно отвечали на вопросы и, самое главное, получали ценные рекомендации.Участники фестиваля имели уникальную возможность обсудить свои проекты и исследования с представителями ведущих вузов России – МГУ имени М.В.Ломоносова, МГПИ, МГПУ, МАИ (ГТУ), МФТИ, РХТУ имени Д.И.Менделеева, РГГУ, 1-го МГМУ имени И.М.Сеченова, МГХПА им. С.Г.Строганова, МПГУ, с сотрудниками РАН и РАО, Департамента образования Москвы, МИОО, АПК и ППРО, а также социальных и общественных организаций.В ходе проведения фестиваля на различных его этапах состоялись развернутые конструктивные обсуждения процесса развития детского фестивально-конкурсного движения представителями различных образовательных структур. При этом участники дискуссий отмечали масштабность и значимость проекта «Леонардо», а также обозначали направления дальнейшей работы по поддержке одаренных школьников с помощью фестивальной стратегии.Карло ДАВОЛИ, начальник отдела образования при посольстве Италии в РФ:- Я не в первый раз принимаю участие в фестивале «Леонардо» и горжусь тем, что фестиваль носит имя великого итальянца. Леонардо да Винчи – это не только представитель Италии, он принадлежит всему миру. Благодаря великолепной идее фестиваль стимулирует учащихся узнавать все больше и больше. В финале фестиваля благодаря прямой трансляции могут участвовать учебные заведения разных стран. Я приветствую своих друзей в Италии, в первую очередь авторов проекта «Экологичная школа», направленного на сбережение электроэнергии и водоснабжения, из лицея им. Пачинотти (город Таранто), награжденного орденом «Леонардо» за активное участие в нем.Владимир НОВИЧКОВ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ:- Меня не покидало ощущение, что фестиваль – событие не традиционно школьное, во всем происходящем присутствовало настроение праздничности. Все – и те, кто представлял свои работы, и те, кто участвовал в работе жюри, – создавали эту благоприятную атмосферу. По-моему, у юных участников и их руководителей за шесть лет развития фестиваля возникло понимание, что для участия в такого рода мероприятии необходима достаточно качественная работа. Некоторые из работ представляли собой практически академические исследования, большинство отражало процесс размышления школьника над заинтересовавшей его проблемой.Ольга КОЛОМИЕЦ, доцент кафедры теории и технологии обучения 1-го МГМУ им. И.М.Сеченова, Учебного центра по переподготовке работников сферы образования при МГУ им. М.В.Ломоносова:- Как положительный момент можно отметить, что во многих работах был готовый продукт: буклеты, стенгазеты, курсы, даже мыло собственного производства. Не просто теория, но и практика. Ребенок сам сделал это.Анна СУХОДИМЦЕВА, кандидат педагогических наук, методист Центра педагогического мастерства:- Как председатель жюри секции, я задавала вопрос: «Чем тебе интересно это исследование?» И учащиеся отвечали как на иностранном, так и на родном языке, хорошо говорили, чем именно привлек их этот проект. Если сравнить то, с чего мы начинали, и нынешний уровень работ, то какие мы молодцы! Ведь вся проектно-исследовательская деятельность развивается благодаря энтузиазму учителей, занимающихся проектированием детских работ, благодаря энтузиазму членов экспертного совета. Виден рост компетентности педагогов. ГБОУ ЦО №1409 становится законодателем организации правильной научной деятельности учащихся, нужно подумать, как помочь другим школам в развитии этого вида деятельности, как поднять их уровень. Думаю, что нужно использовать возможности сетевого взаимодействия.Роман КОМАРОВ, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ:- Необходимо поставить вопрос об исследовательской компетентности: встречается в работах использование устаревшего материала, методик. Работа из-за этого проваливается. Категоричность мышления участников – психологическая составляющая, необходимо ее преодолевать, но это уже задача научного руководителя. А в целом уровень фестиваля высочайший.Зоя КРЫЛОВА, методист по работе с молодыми специалистами МЦ СОУО:- Мне кажется, что нужно учитывать еще один момент. Дети приехали на защиту. Их защита и их работа – это не одно и то же. Важно выделить критерии, по которым нужно оценивать и саму работу, и выступление, а потом складывать эти оценки и получать общий балл, это объективнее. Иногда в работе видишь язык не ученика, и хочется отложить работу. При выступлении иногда речь ребенка невозможно остановить: видно, что выстрадал, вник в работу, к сожалению, так далеко не у всех. Я задавала вопрос: «Что изменилось в тебе в ходе работы?» И дети часто не могли ответить, а ведь продукт исследовательской деятельности – в первую очередь изменения в самом себе. Необходимо еще учить учителей: делать грамотно гипотезы, ставить цели, задачи, формулировать выводы, благодарить.Алексей ФОМИЧЕВ, методист по истории и обществознанию МЦ СОУО:- За многими недочетами в работах (нет четко сформулированной гипотезы, не так поставленная цель) стоит научный руководитель, а именно учитель. В этом направлении, конечно, требуется большая работа. Я не отношусь отрицательно к тому, что некоторые работы, представленные на фестивале, не были доведены до идеала: благодаря присутствию и участию в обсуждении их авторы имеют возможность продумать, какой должна быть их следующая работа, что нужно исправить в своих исследованиях, как лучше их построить. Это положительный образовательно-воспитательный момент. Большой плюс фестивальной технологии, конечно же, во взаимодействии ребенка, родителей и учителя в процессе подготовки и представления исследования или проекта, а также в постановке перед юным исследователем задач, связанных с осмыслением гуманистического потенциала своей работы, ее поликультурной направленности, с развитием умения интегрировать и применять в деятельности методы и инструменты различных наук, что является визитной карточкой фестиваля «Леонардо».Наталья ХАЙМОВСКАЯ, доцент МГППУ:- Мне кажется, самое главное в современном образовательном процессе, чтобы у детей получалась исследовательская деятельность: это именно та деятельность, которая позволяет иногда сомневаться, а иногда отстаивать свое мнение, благодарить тех, кто тебе помогает, и при этом следовать собственной логике развития. Мне кажется, что именно эта деятельность и развивается на фестивале «Леонардо» в соответствии с тщательно продуманной авторской концепцией. Еще мне кажется важным, что происходит диалог между членами жюри и ребенком. Он учится не пугаться, не теряться, воспринимать вопросы адекватно, в этом диалоге находиться. Важно, что на фестивале формируется сообщество детей, родителей, педагогов, ученых, творческих людей. Каждый воспринимает себя как часть этого сообщества.Ирина ПОДРУГИНА, доктор педагогических наук, профессор МПГУЭлектронный адрес фестиваля: VK-LEONARDO@MAIL.RU
Комментарии