Чем учитель занимается на педсовете? Правильно, если не выступает, то проверяет тетради, готовится к уроку. Как и на любой скучной конференции, у него включается защитный механизм от зевоты: «слушаю, но не слышу». Можно ли отвыкнуть от этой удобной, но непродуктивной привычки? Можно. К примеру, включив всех собравшихся в поле обсуждения и сделав педсовет площадкой для творческого решения проблем.
Как это осуществить на практике, знают в школе №455 с углубленным изучением английского языка Колпинского района Санкт-Петербурга. В рамках семинара «Школа молодого директора», который реализуется по инициативе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, здесь прошел городской практикум «Педагогический совет как технология эффективного управления в современной школе». Причем своим опытом с кадровым резервом обычно делятся руководители школ, которые и сами не так давно стали управленцами. Не случайно проект называется «Молодые – молодым».Знакомя участников практикума с образовательной организацией, директор школы №455 Любовь Зимина предупредила, что ее управленческий стаж два года, и по приходе в школу многое пришлось начинать с чистого листа. Но главной управленческой мечтой оставалось создать коллектив единомышленников. И в этом не последнюю роль сыграл нетривиальный подход к организации педсовета.Как объяснила Любовь Зимина, сначала коллективу школы захотелось понять, почему педсовет прочно ассоциируется с «отбыванием», «инструктажем», «бесполезным времяпрепровождением», а потом сделать так, чтобы из тоскливого мероприятия он стал долгожданным событием.Абсолютно все в школе согласились с тем, что когда мероприятие проходит в традиционной форме доклада, отчета, то, к сожалению, трудно удержаться от дремоты. Другое дело, когда применяется творческий подход и педсовет проходит в форме деловой игры, коллективного творческого дела, диспута, конкурса, круглого стола . Как интересно это может происходить, участникам семинара-практикума предложили убедиться на собственном примере.После небольшого теоретического экскурса всех разделили на группы и дали задание вписать в модель технологической карты эффективного управления в современной школе собственные определения. Каждая группа работала над своей частью, формулируя, какие цели и задачи будут решаться при подготовке педсовета, в какой форме он будет проводиться, какие методы могут применяться, как реализовать решения по организации педсовета. Попутно Любовь Зимина рассказала, что, к примеру, в школе №455 перед педсоветом проводится методическая неделя, в течение которой заместители директора посещают уроки. Делается это не с целью контроля, а чтобы обнаружить полезные находки, о которых учитель может рассказать коллегам.Педагоги из школы №455 также помогли участникам семинара-практикума разработать алгоритм осуществления контроля по реализации решений педсовета, что оказалось совсем не лишним, поскольку основная трудность как раз и заключается в том, чтобы увидеть, насколько результативен был педсовет для педагога и что благодаря нему тот применил в своей педагогической практике.Чтобы участники семинара-практикума тоже существенно обогатили свою управленческую копилку, всем группам было предложено разработать проект педсовета. В итоге получилось несколько интересных сценариев, в том числе педсовет – деловая игра, педсовет – педагогический консилиум, педсовет-аукцион, педсовет – творческий отчет. При этом все предложенные проекты уже можно внедрять в практику.Как пояснила Любовь Зимина, огромное преимущество нетрадиционной формы педсовета в том, что при подготовке к нему и в самом проведении задействованы все участники образовательного процесса. О низкой активности не может быть и речи. Здесь каждый является частью целого, и при реализации тех или иных решений педсовета общий результат также зависит от добросовестности и ответственности каждого. Это действительно сплачивает, организует, воспитывает коллектив. Таких, кто хотел бы «отсидеться», в школе просто нет. Мало того, пусть это звучит несколько банально, но школа стала семьей.- Мы с коллегами заметили, что люди практически всегда сообщают другим: «я иду на работу», «я на работе», – говорит директор школы №455. – У нас это звучит иначе: «я иду в школу», «я в школе», «еду со школой». Так что для нас школа – больше чем просто работа, и мы стараемся жить в ней радостно, ярко и дружно.Вообще, по мнению Любови Зиминой, командное управление – это управление будущего. При таком подходе модель управления не иерархична и не авторитарна. Руководитель образовательной организации, если представить образно, является центрифугой, вокруг которой крутится колесо управления, при этом чем энергичнее движение, тем выше сила притяжения интересных людей и идей.К слову, эффективность командного управления Любовь Зимина почувствовала еще во время исполнения обязанностей заместителя директора по УВР в одной из школ Колпинского района. За 15 лет работы в этой должности удалось по-настоящему объединить коллектив и осуществить множество оригинальных проектов.Принимая новую школу, она тоже ни минуты не сомневалась, что первым шагом должно стать формирование команды, члены которой будут смотреть в одном направлении. И за прошедшие два года это, похоже, удалось сделать.КомментарийИрина ПАВЛЮКОВА, заместитель директора школы №269 Кировского района, участник семинара-практикума:- Я благодарна администрации школы №455 за открытия, которые сделала для себя, за позитив. Редко когда попадаешь на такой интересный семинар, ведь в основном они проходят в форме докладов и предлагают теоретические размышления.А форма педсовета, которую мы здесь увидели, конечно, более эффективна и результативна, чем та, где ознакомили с цифрами отчета и пунктами; она заряжает, дает много знаний, которые можно применять на практике. При этом нужно учесть, какую колоссальную работу провели коллеги, готовясь к демонстрации своего опыта.Санкт-Петербург
Комментарии