Сегодня в педагогику приходят не только студенты педвузов. Возможность почувствовать в себе способности к работе с детьми предоставляет молодым людям и волонтёрство, с недавних пор получившее распространение в нашей стране. Начавшись с небольших по численности групп, движение добровольцев в последние годы активно набирает обороты. Многочисленные молодежные организации привлекают студентов и старшеклассников к участию в самых разных социально важных проектах: от экологических и реставрационных до общественных (связанных с коммуникацией). Молодых добровольцев теперь уже нередко можно увидеть в больницах, хосписах и детских лагерях, где их присутствие кажется и самым органичным, и более всего необходимым.
Координационный центр социальной поддержки молодежи, созданный при Костромской региональной организации Российского союза молодежи, уже давно вовлекает молодых костромичей в разные социальные проекты. Если вначале активисты центра искали потенциальных волонтеров для работы с детьми только в педагогических вузах, то теперь круг участников заметно расширился. Оказалось, что студенты непедагогических специальностей не только не хуже справляются со своими обязанностями, но даже охотнее идут на контакт с детьми, поскольку воспринимают свое общение с подростками не как часть будущей работы, а как отдых – желанную смену вида деятельности. Разумеется, будущие педагоги теоретически лучше подготовлены, они знакомы с основами возрастной психологии и владеют уже некоторыми приемами ремесла, но «не педагогам» помогает интуиция, открытость и эмпатия, которую, как показывает практика, не заменят никакие приемы.
Артем Флегонтов, студент 5 курса физико-математического факультета Костромского государственного университета имени Некрасова, и выпускник факультета ВМК Роман Салахутдинов, уже работающий в одной из фирм по своей специальности, в весенние каникулы были привлечены к проекту, который осуществляло ОАО «РЖД». Вместе с Машей Колобихиной и Любой Ефимовой – пятикурсницами Костромского института педагогики и психологии (будущими учителями начальных классов и информатики) – молодые люди были приглашены работать вожатыми. На пять дней костромичам пришлось приехать в Самару. Именно там проводилась кратковременная смена для старшеклассников, которых решили познакомить со спецификой работы железной дороги. Проект ОАО «РЖД», проходивший одновременно в шести российских городах, назывался «Открытые двери» и он имел вполне конкретную профориентационную направленность. В течение смены старшеклассники, среди которых были не только дети железнодорожников, но и учащиеся детских домов и интернатов, не только знакомились с организацией железнодорожных перевозок и премудростями профессии, но и участвовали в разнообразной спортивной и творческой программе. Ко всем мероприятиям ребята готовились со своими вожатыми, и за небольшой срок успели так к ним привязаться, что плакали при расставании. Разумеется, договорились о продолжении общения.
Если Артем, Люба и Маша уже не раз были в роли вожатых, то для Романа это был первый опыт. Но, нужно надеяться, не последний. Потому что неожиданно для себя молодой программист открыл, что он интересен подросткам и, что самое удивительное – ему интересно с ними. Оказалось, что педагогика вовсе не скучное дело, каким представлялось вначале. Хотя, конечно, нелегкое и ответственное. И хорошо, признается Роман, что рядом были опытные вожатые Маша, Люба и Артем. С ними можно было обсудить все волнующие моменты, найти решение в сложных ситуациях.
Нельзя с уверенностью сказать, что эти ребята непременно когда-нибудь придут в школы, но что такой вариант возможен – теперь уже очевидно.
Кострома – Самара
Фото автора
Комментарии