search
main
0

Легко ли быть молодым. Писателем…

В раннем возрасте творчество чаще всего терапевтично

В последние годы в России наблюдается расцвет литературных конкурсов. Однако большинство почему-то ограничены возрастом участников до 35-45 лет. В итоге за бортом отечественной литературы остаются авторы, чья молодость пришлась на лихие девяностые, когда подобных конкурсов просто не существовало.

Автор этих строк принадлежит именно к этому литературному поколению, если не потерянному, то пропущенному. Мне удалось вписаться в литературный процесс после 45 лет. Имея за плечами двадцать лет работы в журналистике, в 2017‑м приняла участие в первом в своей жизни литературном конкурсе «Книгуру» и вошла в лонг-лист с повестью «Ремонт», которую заметили критики и выпустило издательство «КомпасГид». Затем последовали другие награды (см. «УГ» №43 от 24 октября, статья «Спираль Эриксона»).

Успехи во взрослой литературе пришли только вслед за победами в конкурсах литературы для детей и подростков. Конкурсы прозы и поэзии для взрослых ставят претендентам много преград, в том числе по возрасту. Комически выглядят объявления некоторых конкурсов: «К участию приглашаются деятели культуры до 18 лет». Правильно ли это? Легко ли быть молодым писателем? Для ответа на эти вопросы предоставим слово тем, кто стартовал в литературе относительно недавно и уже достиг успеха. Мои собеседники – Виктория Татур и Светлана Колотушкина.

 

Светлана КОЛОТУШКИНА часто ведет семинары для молодежи

 

– Как вы считаете, нынешняя ориентированность в литературных конкурсах на молодых – это хорошо или плохо?

В.Т.: Ограничение по возрасту, безусловно, огорчает. Большинство конкурсов для молодых до 35 лет. А если тебе 36? Получается, ты не можешь принять участие не потому, что не проходишь по заданному объему, жанру и прочему, а всего лишь из-за того, что опрометчиво родился чуть раньше. Я полагаю, что литераторы в 20 лет за редким исключением значительно отличаются от 40‑летних хотя бы тем, что у них нет такого богатого жизненного багажа, опыта путешествий, общения, навыков в профессиональной сфере, которые накладывают отпечаток на личность, помогают мыслить шире, глубже. Но я принимала участие в качестве члена жюри в разных конкурсах и могу отметить, что часто бывают тексты авторов до 35-40 лет, которые значительно превосходят по уровню работы тех, кому за 60.

С.К.: По моему мнению, конкурсы – это дело молодых. С возрастом приходит понимание, что соперничать нужно прежде всего с самим собой – работать над текстом, развиваться, внутренне преодолевать трудности и кризисы, а не отвлекаться на премиальную и конкурсную мишуру. Но, с другой стороны, не все приходят в литературу в ранней молодости, и тогда для еще начинающего, но уже перешагнувшего 35‑летний рубеж автора многие вещи, необходимые для первоначального становления, оказываются просто недоступны. И это проблема. У себя в Новгородской области мы решаем ее следующим образом. Наряду с конкурсом для молодых писателей «Новгородский детинец» мы организовали региональное онлайн-состязание «Поэт года», где ввели две возрастные категории – «14-35» и «35+». А на заседания в молодежном литобъединении «Стилос» к нам приходят вольнослушатели – авторы всех возрастов – и получают разборы своих произведений.

 

Виктория ТАТУР любит работать с детьми

 

– Есть ли разница между молодым прозаиком и молодым поэтом, как раннее признание на них влияет?

В.Т.: Все прозаики немного поэты, как и наоборот. Я вижу, как молодые поэты посягают на прозу. Мне это нравится, она у них отличается поэтичностью, подернута кружевной дымкой тумана из слов. Я вообще за любые эксперименты в литературе. Главное, чтобы она была качественной, настоящей. Как влияет раннее признание? Все зависит от типа личности. Например, себе я всегда говорю после выхода очередной книги: «Сегодня радуешься, летаешь на своем олимпе, а завтра спускайся и садись за работу». Я это называю успехом одного дня. Ты можешь целый год трудиться над рукописью, а когда выкладываешь новость об изданной книге, тебя поздравляют один день, затем забывают. И это хорошо, иначе не было бы мотивации, развития.

С.К.: В истории мы знаем примеры, когда очень раннее признание отрицательно сказывалось на судьбе писателя. Популярность, особенно легкая и ранняя, – это некий наркотик, вызывающий зависимость. К тому же не надо забывать и о природе самого творчества. В раннем возрасте оно часто терапевтично, и взрывное проявление таланта, скорее всего, говорит о наличии серьезных проблем в жизни юного человека. В этом случае раннее признание также может сыграть отрицательную роль. На первый взгляд оно воодушевляет, согревает, но этот огонь требует все новых дров! А если эти свершения – результат душевной боли юного человека, то боль будет только усугубляться. Безусловно, юные таланты надо поддерживать. Но очень бережно. Помня, что за каждым произведением может скрываться незаживающая душевная рана. Иногда гуманнее дать этой ране затянуться и не провоцировать автора на новые литературные шедевры.

– Как относятся в Союзе писателей к молодым?

В.Т.: Хорошо относятся, дружелюбно. Председатель союза Николай Федорович Иванов всячески поддерживает молодых авторов. А Совет молодых литераторов СПР под руководством Андрея Тимофеева дает возможность продвижения, протягивает руку каждому, кто хочет попасть в литературное сообщество, развиваться и проводить в своем регионе литературные мероприятия.

С.К.: Я не возьмусь ответить за весь Союз писателей России. Но генеральная линия, проводимая центральным руководством союза, сейчас однозначно на омоложение состава организации. Могу рассказать о том, что мы в региональном Совете молодых литераторов делаем сегодня для развития молодежи. Прежде всего вот уже в пятый раз проходит областной конкурс «Новгородский детинец» в номинациях «Проза» и «Поэзия». За 4 года в нем приняли участие около ста новгородцев от 14 до 35 лет. Главным призом становятся рекомендации на всероссийские совещания и фестивали молодых литераторов. А в прошлом году мы впервые провели в Великом Новгороде уже межрегиональный фестиваль молодой литературы «Новгородский детинец».

– А когда вы стартовали в творчестве?

В.Т.: Мой творческий путь начался в детстве с огромного книжного шкафа. Помню, как в 30 лет я написала свой первый рассказ про хомяка. Жуткий, надо сказать, триллер. Отправила его на крупный конкурс и… не победила, конечно. Рассердилась на саму себя и написала второй, который чуть позже вошел в сборник для детей. Затем написала третий и победила с ним в литературном конкурсе. Я много училась, занималась на курсах, читала с карандашом других авторов, стараясь разгадать, как они увлекают читателя своей историей. Я по нынешним меркам поздно начала писать.

С.К.: О моих личных достижениях много говорить не буду. Главное – то, что я продолжаю учиться и работать над собой, езжу вместе с мужем, прозаиком Валерием Колотушкиным, на всероссийские фестивали, причем не только как наставник, использую любую возможность побыть рядовым семинаристом.

– С детства можно понять, заложен ли в тебе дар писательства?

В.Т.: Полагаю, можно понять, пойдет ли ребенок по творческому пути. А вот каким будет этот путь, никому не ведомо. Я мечтала стать актрисой, музыкантом, художником… И только к тридцати годам поняла, что моя жизнь – это литература.

– Есть мнение у некоторых педагогов, что литературные студии вредны, так как плодят графоманов. Нужны ли ЛИТО и как работать в них с детьми?

В.Т.: Я искренне считаю, что графоман в отличие от плохого врача не приносит вреда другим людям. Если говорить о детях: пусть лучше пишут, чем слоняются по улицам или сидят в телефонах. Главное – это направлять ребенка, развивать в нем литературный вкус. Многое зависит от педагога. Детей нужно хвалить, поощрять, но не льстить, боясь обидеть. Приучать их к конструктивной критике и прививать навыки редактирования себя. Когда я веду семинары для молодежи, бываю предельно жестка. Обращаю внимание на недочеты, казусы и ляпы. И те, кто стремится постичь искусство слова, обычно бывают благодарны. Их пытливый ум и бесконечные записи на полях текста – самая большая награда.

 

Справка

  • Виктория Татур – член Cоюза писателей России и СоюзДетЛита, редактор журнала «Формаслов». Победитель Международной премии имени Ф.Искандера в номинации «Детская литература», лауреат конкурсов «Хрустальный родник», «Первая книга», «Живой родник», «Стилисты добра» и др. Публиковалась в журналах «Костер», «Электронные пампасы», «Путеводная звезда», «Простокваша», «Роман-газета», «Лиterraтура», «День и ночь» и др. Книги для детей «Нанозавры», «Смотри, как я могу», «На макушке лета», «В Пупках и не такое бывает!», «Софи и волшебная лента», «Новогодний калейдоскоп и легенды Дрыгунца» вышли в издательствах «Формаслов», «Волчок», «Нигма», «Детская литература».
  • Светлана Колотушкина (Амбрасовская) – член Союза писателей России, соруководитель Новгородского регионального совета молодых литераторов Союза писателей России. Автор сборников стихов «Аквариум города» и «Ищите жизнь». Публиковалась в журналах «Юность», «Аврора», «Наш современник», «Литературной газете», «Антологии русской поэзии» (на китайском языке). Победитель Международного конкурса лирико-патриотической поэзии имени И.Григорьева, лауреат международных конкурсов «Русский Гофман», «Мир без войны и насилия».

Светлана ПОТАПОВА, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте