В старину в Заонежье говорили: «Всю жизнь живем для праздника». К ним загодя готовились. Одним из самых значимых традиционных праздников островитян давно стала Кижская регата.
Своим ходом в Кижскую гавань
Нынешняя регата стала 23‑й по счету. В конце прошлого века идея проведения фестиваля традиционного судостроения и судоходства зародилась у главного специалиста по народному судостроению, ведущего научного сотрудника отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи» Юрия Наумова. Перед первой регатой он ездил по деревням и уговаривал местных жителей, у которых в то время сохранились лодки в сараях, прийти своим ходом в Кижскую гавань.
– Я и не ожидал тогда, что сразу 16 лодочников изъявят желание участвовать в соревнованиях. Три лодки пришли из Петрозаводска, остальные были наши местные кижанки, – вспоминает мэтр судостроения.
Деревенские жители окрестных островов и Заонежского полуострова поддержали тогда почин Наумова. В Кижскую гавань прибыли не только опытные лодочные мастера, но и школьницы старших классов.
Напутствие императора
Туристам иногда во время обзорной экскурсии по Спасо-Кижскому погосту рассказывают легенду о Петре Великом. Путешествуя из Повенца Онежским озером, император остановился у Кижского острова. Вдруг он заметил множество срубленного леса и, узнав причину его свалки, собственноручно начертил план будущей Преображенской церкви.
На нынешнем фестивале легенда вдруг ожила. Петр Великий явился на остров на парусном судне «Полярный Одиссей» под алыми парусами и причалил к берегу острова. И не беда, что судно было копией исторического ботика, названного в его же императорскую честь, а роль государя была импровизацией. Важно, что Петр Великий напутствовал участников на честную и бескомпромиссную борьбу:
– В основе пирамиды Российского флота находятся маломерные суда. Я рад, что дело продолжается!
Безусловно, появление его величества мотивировало участников и вызвало бурные овации болельщиков. В нынешней регате участвовали 33 экипажа, 90 участников и около 3 тысяч зрителей.
Команда викингов из Ельца
Регата каждый раз преподносит сюрпризы. Прошлым летом семья Логиновых из Североморска прибыла на фестиваль на своей парусной лодке, изготовленной полностью из фанеры, пройдя через Баренцево и Белое моря. Судно было по морским меркам совершенно крошечным: пять метров шестьдесят сантиметров в длину и чуть больше двух метров в ширину. При этом, пока шли в Кижи, мореплаватели исследовали экологическое состояние двух морей и их побережий. Кстати, «Тендер конек» тогда стал победителем в номинации «Судостроение. Современные лодки».
В этом году изюминкой фестиваля стало участие самой большой в России копии корабля викингов раннего Средневековья – драккара «Скальд» из города Ельца Липецкой области. Такие лодки рассекали гладь Балтийского моря тысячу лет назад. На его борту в Кижи прибыла самая многочисленная команда викингов, представлявшая военно-исторический клуб реконструкции «Копье».
Реплику корабля древних викингов, участвовавшего в регате, строили пять лет. Ходовые испытания проходили на Ладоге, а в этом году решили участвовать в традиционном фестивале в Кижах, испытать судно на Онежском озере.
Гости сразу обратили на себя внимание необычной одеждой и экипировкой. Клубу уже более двадцати лет. А увлечение реконструкцией у руководителя будущего клуба Павла Семенова началось с поездки на Куликово поле в 1999 году. Тогда он впервые увидел «потешный бой», был заворожен и решил, что это его: древность, доспехи, оружие, мужественность во всех проявлениях.
С тех пор в Ельце действует клуб, участники которого теперь не только ездят на чужие фестивали, но и организуют свои собственные – «Русборг», «СтрЕлецкая застава». К тому же они сделали несколько больших лодок и ходили дружиной в походы по рекам на веслах.
– Очень важно в современном мире иметь свою медийную повестку, в том числе историческую, – считает Павел Семенов. – Если мы не будем поднимать тему русского Средневековья и роли России в тот исторический период, то знать будут только о странах Европы, а мы останемся для широкой аудитории просто дикарями.
В 2009 году военно-исторический клуб «Копье» впервые получил президентский грант на строительство лодки. До этого плоскодонное судно «Плотва» барочно-лодейного типа было построено за лето в огороде. Сейчас вручную реконструкторами созданы 12 судов. Самая миниатюрная лодка длиной в три с половиной метра, самая большая – 18 метров.
До строительства средневековых кораблей ребята несколько лет изучали исторический материал. Руководитель клуба общался с норвежскими и датскими судостроителями. Первый речной поход был совершен из Липецка до Воронежа, а потом из Ельца по Дону до Азовского моря.
Не лыком шиты
Сразу несколько команд выставила Северная столица. В регате участвовали четыре гребно-парусные шлюпки Ял-2 команды «Флагман». Виталий Евграфов из Санкт-Петербурга участвовал на каноэ собственного изготовления, которое он мастерил в течение полутора лет. Хозяева соревнований выступали на самых разных лодках: ушкуях, соймах, кижанках. Из Петрозаводска пришел в Кижскую гавань швертбот из клуба «Ровесник». У любителей водных состязаний глаза разбегались от разнообразия судов.
По традиции в первый день состязались судостроители. Фестиваль открыл конкурс «Народная лодка». Десять мастеров представили суда, сделанные своими руками. Гран-при – поездку по России на двух человек – выиграл Дмитрий Мишин из села Великая Губа за лодку-кижанку. Не перевелись еще на острове мастера по шитью лодок!
Драккар «Скальд» стал победителем в номинации «Традиционные народные большие лодки» среди судостроителей. В номинации «Традиционные народные малые лодки» победителем стал петербуржец Артем Гурьев, представивший на суд комиссии лодку ЯФЛ-2. В номинации «Современные лодки» победил его земляк Виталий Евграфов.
Зрители всегда с нетерпением ждут начала Большой гонки вокруг острова. Абсолютной победительницей в ней стала команда из деревни Воробьи, за которую выступали Станислав Михайловский и Юрий Протасов на лодке «Пелла».
На следующий день состязания разгорелись с новой силой. Зрители увидели драккар из Ельца уже в деле. Команда Павла Семенова на сей раз заняла второе место.
Кроме увлекательных гонок в разных номинациях в этот день зрители наслаждались прекрасной солнечной погодой, песнями и чаем, конечно же, по вкусу всем пришлась кижская уха.
…Над Кижской гаванью еще долго не смолкала музыка, и участники, и зрители не торопились покидать праздник. Но все рано или поздно заканчивается. Дружеские объятия на прощание, обещания встретиться на Кижской регате в следующем году. Первыми покинули гавань гости из Ельца, драккар с песней под бурные овации прощался с островом. Я прошел по берегу вперед, откуда еще виднелся корабль, и смотрел вслед, пока он не превратился в невидимую точку…
Наиль ШАБИЕВ, о. Кижи, фото автора
Комментарии