search
main
0

Леди Макбет была не права. Дети требуют необычных уроков

Горы совсем рядом. Одни покрыты лесом, другие снегом. «Воздух там чист, как молитва ребенка», – всплывает в памяти лермонтовская строчка из стихотворения в прозе. «Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..»

Наталья МАХНИБОРОДА преподает литературу в школе станицы Сторожевая-2. Это Кавказ, Карачаево-Черкесия. Это те самые горы, воспетые Лермонтовым, да и не им одним. Нужно оговориться, что станица Сторожевая-2 – военный городок. Понятно, что этот статус отражается на школе. Все ученики – дети офицеров, работающих в части. Офицерская служба известно какая: сегодня здесь, завтра там. Семья следом. В начале года в классе, допустим, 22 ребенка, а к концу – 15. Уезжают те, к которым уже привык. Так же меняются и учителя.

Еще один признак «военной школы» – уголок боевой славы, расположенный в одной из рекреаций. Здесь рисунки, фотографии выпускников, идущих по стопам родителей, флаги классов, которые ребята защищали в период месячника оборонно-массовой работы, форма войск противовоздушной обороны старого образца. Своеобразный маленький музей.

Если продолжать разговор об особенностях школы, то нужно подняться на последний этаж. У школы протекает крыша, и в марте-апреле, когда таял снег, здесь приходилось ставить бочки и специальные желоба, чтобы вода, просачиваясь в стыки плит потолка, стекала в эти бочки. Успевай менять! Денег на ремонт нет, и у кого их просить – тоже вопрос. Наталья Станиславовна «переселилась» из своего литературного кабинета в кабинет математики. Работает у доски, возле которой висят большие геометрические треугольники и транспортиры. Печально, но, как говорится, такова жизнь – c’est la vie.

В прессе много сегодня говорится о предстоящем выводе российских войск из Грузии. Если это произойдет и если часть пополнится, то следует ожидать резкого увеличения числа школьников. А потоп существенно уменьшил количество учебной площади. Понятно, что школьная администрация этот вопрос в одиночку не решит.

Но довольно о грустном.

На своих уроках Наталья Станиславовна ставит и образовательные, и воспитательные цели. Обязательно. Таков ее педагогический принцип.

– Это сочетание необходимо. На одном из уроков мы читали «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля Искандера. Его творчество наполнено добрым юмором. Ключевой вопрос – почему рассказчику так запомнился учитель? Эпиграфом ко всей теме были слова: смех серьезное делает еще серьезнее. Мы попытались выяснить почему. И дети сами пришли к выводу – посмеяться над собой значит выявить ошибки и недостатки и работать над характером.

…В маленьком рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном от лица школьника, речь идет об учителе математики Харлампии Диогеновиче. Его главным оружием было делать человека смешным. «Ученик, отступающий от школьных правил, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной… но какой-то обидно смешной». И вот ребенок-рассказчик решил обмануть учителя, чтобы избежать ответа у доски, но был разоблачен. И высмеян перед всем классом. А спустя годы, став уже взрослым, пришел к выводу: умение относиться к себе с достаточным чувством юмора помогает замечать собственные недостатки. «Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны». Поучительный рассказ!

– В десятом классе, изучая «Войну и мир», – продолжает Наталья Станиславовна, – мы рассматриваем классический вопрос – искания героев. Дети представили сочинения, где размышляли о том, что для становления характера нужны в первую очередь самовоспитание, привычка каждый раз анализировать, что с тобой происходит.

– А что нужно, чтобы сочинение можно было назвать удачным?

– Этот вопрос меня часто волнует. Каждый раз и каждому классу я говорю одно и то же: «Вы можете соглашаться, можете не соглашаться с тем, о чем мы говорим на уроке, но у вас должны быть железные аргументы. Вы должны обязательно аргументировать свою мысль так, чтобы заставить меня задуматься и, может быть, даже пересмотреть мои взгляды». Такие работы есть. Я планирую свой урок так, чтобы развернулась дискуссия. Я такой человек, что иду за другими, если они говорят что-то ценное и интересное, то, что для меня совершенно ново. Я готова это обсуждать. Это ведет к отклонению от материала, который я хотела бы представить, но в таком споре (а споры могут продолжаться не один, а несколько уроков) ребята с удовольствием участвуют. Если вопрос затронул глубоко, дети ищут аргументы дома, спрашивают у родителей. Серьезный спор возник после прочтения «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова. Говорили о судьбе Катерины. Были совершенно полюсные оценки. Причем это произведение, которое не предполагает в школьной программе глубокого анализа. А мы четыре урока к нему возвращались, причем не я, а дети того хотели. Они убеждали, что страсть – страшное дело, и если она приходит, то трудно сопротивляться ее порывам. И такая страсть оправдывает человека. Спорили до хрипоты. В коридоре, после звонка. Гуляли вместе вечером (городок-то маленький), снова спорили. Я предпочитаю не втягивать в спор нарочно. Если дети сидят и слушают – пусть тогда просто мотают на ус.

…Спор – средство освоить художественное произведение. И если так, то другим эффективным средством может быть театр. Наталья Станиславовна использует и то и другое. Своего театра в городке нет. Из-за отдаленности и закрытого статуса сложно даже заказать экскурсионный автобус, чтобы съездить, например, к месту дуэли Лермонтова. Но если театра нет, его можно устроить самим. Прямо на уроке. В прошлом году Наталья Станиславовна поставила отрывок из «Ревизора», взяв самый кульминационный и смешной момент: сцену безудержного вранья Хлестакова. При классе был кабинет с подсобкой, где можно переодеться. Актеров участвовало всего двое: сам Хлестаков и Анна Андреевна. Подготовку держали в секрете, чтобы не пропал эффект неожиданности. Дети охотно соглашаются, если нужно подготовить выразительную инсценировку, участвуют с удовольствием, готовят дома простые условные костюмы. Старшие школьники с удовольствием играют Мольера для младших.

– Наталья Станиславовна, какой урок вы можете назвать удачным?

– Такой, где я мало говорю. Когда дети включаются в беседу, а я могу только направлять ее ход. Для меня самой большим уроком был Всероссийский конкурс «Учитель года». Интересно смотреть уроки коллег, которые придумывают невероятные вещи. Были великолепные уроки и мастер-классы. Я получила огромное удовольствие.

– Конкурс уже позади, вы его прошли, набрались опыта. Что можете посоветовать учителям, которые только-только начинают преподавать литературу?

– В ее преподавании достаточно проблем. Литература слабо связана с начальной школой. Мне трудно говорить о «Хоббите» детям, которые этого произведения еще не понимают. Я бы сократила такие вещи в программе. И еще количество учебников. Их многовато. Это бремя выбора. Потом у нас, например, часто меняются дети. До нас они занимались по одной программе, у нас по другой, а собираясь на новое место, не знают, по какой будут заниматься. То же и учителя. Тем, кто начинает, – побольше практики у ведущих учителей. Знать – одно, уметь – другое. Приходишь в школу и забываешь про институт. На себе испытала.

– У вас есть авторитеты в профессии?

– Для меня таковым стал Михаил Нянковский. Года три назад я познакомилась с его программой для 10-11-го класса. У него есть интересные вещи, которые я не пробовала делать: библиотечный фонд очень маленький. Он же предлагает, например, читать Бориса Акунина. Здесь и современность, и детектив, и историческая стилизация. Я не пробовала, боюсь, не готова. Увы, мы в тексты упираемся. Трудно. Ведь нужно, чтобы каждый читал. Поэтому приходится, если берем небольшую повесть или рассказ, делиться на группы, читать по очереди.

– А вы не жалеете, что пришли в школу?

– Я пришла в школу, наверное, случайно. Готовилась в другой вуз, хотела быть программистом, но вдруг… Да, честно говоря, не жалею. И сейчас не представляю, чтобы из меня получилось, если бы стала программистом. С детьми общаюсь с удовольствием. Чувствуешь себя молодым. Надо все время двигаться, что-то придумывать. Дети требуют необычных уроков. Есть уроки, как вспышка, они приходят и уходить не хотят. Хотелось, чтобы их было больше.

Сторожевая-2, Карачаево-Черкесия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте