В наше напряженное время как никогда встает вопрос о личной ответственности каждого за свои взгляды и убеждения, о гражданской ответственности за свой политический выбор, за будущее. Сама жизнь предъявляет повышенные требования к человеческой личности, заставляя анализировать происходящее, чтобы правильно сделать следующий шаг. Поэтому воспитание мыслящей личности и ответственного гражданина – это первейшая задача современной школы. Активные изменения, происходящие в последние десятилетия в нашем обществе, не могли не затронуть школу. Нельзя не отметить такие положительные стороны, как демократизм отношений между учащимися и преподавателями, совершенствование школьных программ, снятие запретов на многие «закрытые темы» и т.д. Но и нельзя замалчивать отрицательные тенденции, наметившиеся в образовании.
Ни для кого не секрет, что требования научно-технического прогресса к выпускнику переносят акценты с воспитательного образования на информативное, учащийся воспринимается как сосуд, который необходимо наполнить все увеличивающейся информацией. Это усугубляется также повальным увлечением ранней специализацией в средних школах, что приводит к увеличению времени на такие дисциплины, как физика, математика, информатика, в ущерб гуманитарным предметам и к понижению общего культурного уровня выпускников.
Наряду с этим нельзя не отметить снижения требований к качеству преподавания гуманитарных дисциплин, в частности истории. Экономические трудности не обошли среднюю школу, и администрация подчас вынуждена брать непрофессиональных учителей, порождая миф о простоте данного предмета. Как следствие, упрощение учебного процесса, поверхностное изучение материала, снижение требований к учащимся и в результате – хорошие оценки при низком уровне знаний. Не буду говорить, что такое положение складывается повсеместно, но даже единичные примеры заставляют нас задуматься.
Невозможно обойти стороной и вопрос о введении новых гуманитарных предметов. Не сомневаясь в том, что данные предметы призваны расширять кругозор учащегося и тем оказывать влияние на развитие его личности, я не могу не показать обратной стороны медали. Новые предметы зачастую являются недоработанными. Нет четкого определения задач, неподготовленные методики, пособия и учебники оставляют желать лучшего. Все это затрудняет работу преподавателя, снижая эффективность его труда. В то же время «сырой» предмет «забирает» часы и заставляет ужимать и сокращать программы по традиционным, уже хорошо отработанным курсам.
Многое из вышесказанного может привести к недооценке истории как предмета, должного оказывать огромное влияние на формирование личности учащегося. Не стоит забывать, что история – сложная, многогранная наука, интегрирующая в себе мировой опыт человеческой цивилизации. Поэтому именно она, как никакая другая из школьных дисциплин, может и должна максимально влиять на развитие и становление личных качеств учащегося-выпускника – будущего гражданина нашей Родины.
Недаром считается, что без прошлого нет будущего. Наша задача не только изучать исторические факты, но и уметь делать из них выводы, чтобы сегодня и в будущем не повторять прошлых ошибок, чтобы не допустить глобальных катастроф, но также и не стоять на месте, не изобретать в сотый раз велосипед, а способствовать прогрессу человечества. Прошедшее необходимо осмысливать, творчески перерабатывать, познавать законы общественного развития.
Широта предмета дает преподавателю возможность развивать личность ученика разносторонне и на всех уровнях. Необходимо подчеркнуть, что в данной работе речь пойдет о наиболее важных, на мой взгляд, аспектах развития. Условно их можно разделить на три группы:
– Первая – это развитие личных качеств, необходимых для успешного обучения. К ним можно отнести коммуникабельность, дисциплинированность и т.д.
– Вторая – это повышение интеллектуального уровня: развитие внимания, мышления, памяти, воли, интереса к учебе.
– Третья – наиболее высокая ступень – это влияние на формирование мировоззрения, помощь в выборе гражданской позиции.
Все три группы тесно связаны между собой и зависят друг от друга. Точно так же пересекаются и методические приемы, призванные помогать совершенствованию этих качеств, и исторические примеры, служащие иллюстрациями для учебного процесса. Все это лишний раз говорит о том, что, несмотря на поэтапный разбор факторов, влияющих на учащегося, история остается внутренне цельным предметом, и точно таким же должен быть процесс преподавания.
Часто на уроках истории вдохновенный, увлекательный рассказ учителя об известной исторической фигуре приближает ребят к эпохе, к этой личности. Герои прошлого появляются перед нами как живые полноправные люди со своими мечтами, спорами и сомнениями. Такие рассказы воздействуют на эмоции учеников, учат их сопереживать, ставить себя на место другого человека, объяснять чужие поступки. История учит психологии, воспитывает чувства. Ученики ощущают личное отношение к событиям и людям прошлого, впитывая в себя его опыт, эмоционально зажигаются, вступая в диалог с прошлым, приобретают духовную высоту. Примечательную надпись на «Историю России» С. Соловьева сделал поэт Ярослав Смеляков:
История не терпит суесловья,
Трудна ее народная стезя,
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумную любовью,
Но не любить без памяти нельзя.
История – это предмет, который всесторонне развивает личность ребенка: его эстетический вкус, логическое мышление и, наконец, интуицию. Например, архитектурный памятник может рассказать о своем времени и о людях так же правдиво, как и произведение другого вида искусства, но рассказать своим, особым, только архитектуре присущим языком. Кроме того, на уроках ребята учатся любить свою Родину, ценить и сохранять свою историю. Все, что происходит в нашей стране, – это продолжение нашего прошлого. От него нельзя отрекаться, можно лишь сделать выводы и сохранить нашу историю для потомков, желательно в правдивом изложении.
Вместе с тем происходит совершенствование их умственных способностей: внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, речи. Интеллектуальное развитие органично связано с воспитанием воли и эмоций учеников. Духовное развитие предполагает воспитание любви к своему Отечеству и чувства уважения, любви, сопереживания к человеку как к творцу истории.
Обучение истории, как и любому другому предмету, предполагает прежде всего развитие внимания учеников. Без устойчивого внимания не может быть полноценного образования. К.Ушинский назвал внимание единственными воротами, через которые знания проникают в сознание человека. В младшем школьном возрасте непроизвольное внимание имеет достаточно неустойчивый характер. Поэтому учитель опирается на естественный интерес к неизвестным, малоизученным фактам. К старшим классам он воспитывает устойчивое произвольное внимание, связанное с волевыми усилиями, с пониманием необходимости образования. Этот навык поможет учащимся при самообразовании.
Чтобы поддержать интерес к истории у младших классов, на уроках используются разные виды работ: устный рассказ учителя, использование наглядных пособий и карт, работа с диафильмами и видеоматериалами, самостоятельная работа с текстами учебных параграфов, исторических документов и многое другое. Поддерживая интерес к истории в старших классах, учитель все чаще предлагает учащимся самостоятельно исследовать и анализировать опыт прошлых поколений. Ролевые игры, работа с документами как бы окунают участников в прошлое, объясняют многие исторические загадки и учат самостоятельно мыслить, ориентироваться в политической жизни страны.
Мышление начинается с вопроса и слагается из таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и систематизация, абстрагирование и обобщение. При изучении истории учащимся приходится самостоятельно анализировать учебный материал, находить в нем главное и второстепенное; правильно локализировать исторические события и явления во времени и в пространстве; анализируя факты, выделять, сравнивать и обобщать их существенные признаки и связи, прослеживать закономерности исторического развития; соотносить необходимые факты и теорию между собой; применять теоретические положения для осмысления сущности исторических фактов.
Наряду с развитием мышления в процессе обучения истории развивается воображение. Благодаря воссоздающему воображению ученики мысленно или наглядно воспроизводят готовые исторические образы. В соединении с наглядно-образным мышлением они творчески реконструируют утраченные образы прошлого, воссоздают динамику исторического действия, усваивают прошлое в виде живых картин, в которых действуют, говорят, переживают реальные люди – участники исторического процесса.
Важной задачей обучения истории является развитие памяти учеников. Немалое внимание уделяется закреплению исторических знаний. При этом ученики осваивают рациональные приемы запоминания, что развивает их произвольную память, связанную с многократным повторением и применением исторических знаний на уроках в разных связях и отношениях. Этому способствует осуществление внутрипредметных связей в ходе преобразующей и творческо-поисковой деятельности учащихся.
Одним из основных тезисов современной школы является тезис об ученике как о полноправном участнике образования. Расшифровывая данное положение, надо отметить, что эффективность учебного процесса повышается, когда ребенок видит цели и задачи, чувствует доверие преподавателя, когда программа ориентирована на индивидуальный подход. Все это дает возможность педагогу предоставлять детям инициативу, что в то же время развивает их самостоятельность.
Нет нужды говорить, что именно история открывает в этой области широкое поле деятельности. Один из примеров – организация ролевых игр на уроках истории. Вживание учащегося в «историческую» роль способствует лучшему усвоению материала и требует от него проявления инициативы. Подготовка и проведение игр улучшает взаимопонимание между учителем и классом. Привлечение же дополнительной литературы дает ребятам прекрасную возможность в проявлении самостоятельности.
Другой пример, относящийся скорее к старшим классам, – это введение лекционно-семинарской системы. Суть ее в следующем: на лекции педагог начитывает новый материал, проводя лишь краткий опрос, позволяющий подчеркнуть связь нового с уже пройденным. На семинарах же учащиеся рассматривают вопросы, частично не затронутые на лекции, причем самостоятельно готовят небольшие доклады, по возможности основанные на альтернативных источниках. Направляемые учителем, они учатся думать и делать выводы самостоятельно.
Немаловажным я считаю на протяжении всего курса всемирной истории обращение к теме образования в жизни общества. Доступность образования, педагогические методы, положение образованных и необразованных людей поможет выработке правильной мотивации у ребенка, показ перспектив, открывающихся перед образованным членом общества, подтолкнет его к активному участию в учебном процессе.
Хотелось бы сказать и о влиянии системы оценок на развитие личности. Здесь мне видится преимущество рейтинговой системы перед традиционной. Она подразумевает отсутствие отрицательных оценок. За каждую работу ученик получает от 0 до установленного количества баллов в зависимости от качества исполнения, что положительно сказывается на его самооценке. При этом возможность в любой момент наглядно сравнить себя с другими пробуждает дух соревнования и повышает ответственность учащихся. Многообразие форм устных и письменных проверочных работ (таких, как устные и письменные ответы, тесты, доклады, рефераты) развивает самостоятельность, заставляет ученика выбирать тактику обучения с учетом индивидуальных особенностей.
Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что обучаемость, умение учиться играет большую роль в жизни современного человека. Не менее важны эти качества и для школьника. Их развитие – одна из важных целей школьного коллектива, и я как преподаватель истории не могу остаться в стороне. Я считаю, что нельзя ограничиваться объяснением нового материала и проведением проверочных работ. Нужно учить детей учиться, привлекая для этого весь педагогический опыт, традиционные и новаторские методы.
Вот, к примеру, отлично зарекомендовавший себя на уроках истории метод опорных конспектов по системе Шаталова. Замечу, что уже через несколько занятий с его использованием учащиеся не только чувствуют, насколько легче и быстрее стало учить доселе сложный материал, но могут и сами составлять конспекты по еще не пройденному разделу.
Нельзя не упомянуть и традиционные наработки, такие, например, как развернутый план ответа. Умея составлять такой план, ученик не будет ломать голову над тем, как ему выучить заданный на дом параграф.
Положительные результаты приносит чтение школьниками художественной литературы с исторической тематикой. Это не только повышает культурный уровень и эрудицию учащихся, но и помогает приобрести навык работы с источниками. В письменных отзывах они должны ответить на вопросы, поставленные с исторической точки зрения.
Историю человечества можно назвать историей борьбы добра со злом. На уроках перед детьми разворачивается панорама этого «сражения». Меняются нравы, общественный строй, целые эпохи, но оно продолжается. И очень важно помочь ученикам увидеть силу гуманизма, все его преимущество в мировой борьбе. Политический экстремизм набирает в стране силу, и наша задача – уберечь детей от его пагубного влияния. Обращаясь к историческим примерам других стран, учащиеся видят, как глубоко можно упасть и как высоко подняться на этом пути. Да и родная история дает тому немало примеров. Но как бы ни было горько от иных страниц нашего прошлого, преподаватель всегда должен быть объективен и честен. Ведь только так можно воспитать развитую личность – настоящего патриота. Человека, разделяющего боль и ответственность за судьбу своей Родины, в отличие от тех, кто лишь прячет узость взглядов и политические амбиции за патриотическими лозунгами.
От того, как проходят уроки истории, становится ли она понятным и любимым предметом, во многом зависит мировоззрение будущего гражданина. Сегодняшний выпускник завтра станет полноправным избирателем и будет решать дальнейшую судьбу своей страны. И учитель истории, как никто другой, способен повлиять на его выбор. Отдавая всего себя, все знания и умения, мы должны каждый урок посвящать развитию личности ученика, формированию его гражданской позиции. Ведь стать личностью – значит осознать себя индивидом и частью общества, впитать в себя ценности духовной культуры, созданной многовековым опытом и вовлечь эти ценности в созидательную деятельность и повседневный быт.
Татьяна ГАРШИНА, учитель истории
Комментарии