Наш разговор с председателем Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Ларисой Савиной начался, конечно, с темы профессиональных конкурсов. Будучи педагогом, Лариса Михайловна участвовала в региональном этапе конкурса «Учитель года России». С тех пор конкурсное движение для нее близкое и родное…
– Лариса Михайловна, я знаю, что у вас особое отношение к профессиональным конкурсам, к региональному клубу «Серебристый пеликан», объединяющему учителей. И вот одно из состязаний, «Воспитатель года России», пришло в 2023 году в Волгоградскую область. Что это означает для вас?
– В первую очередь – подтверждение успехов системы образования Волгоградской области и признание заслуг всего нашего педагогического сообщества. Безусловно, для общего дела, творческого роста и развития профессионального мастерства педагогов очень важны объединения участников конкурсов разных лет. Мы стараемся выстраивать горизонтальные связи. Результатом такой работы стали новые профессиональные сообщества, среди которых клубы наставников, методические объединения, сетевые пары, Совет ветеранов педагогического труда и Совет молодых педагогов, который патронирует Общероссийский Профсоюз образования.
– Участники конкурсов имеют возможность проявить себя в региональной системе образования?
– Конечно. Те, кто прошел региональные конкурсы, становятся экспертами, работают в жюри профессиональных состязаний, входят в сообщество наставников, в методические объединения. Мы на них опираемся.
– Всем интересно подробнее узнать о регионе, который в этом году принимал всероссийский финал «Воспитателя года». Что в первую очередь вас отличает?
– Волгоградская область гордится своей историей. Особая ее часть – Сталинградская битва. Все, что нас окружает, связано с подвигом и героическим прошлым: воспоминания самих героев и их современников, семейные архивы, памятники, музейные документы. Многие школы шефствуют над ветеранами Великой Отечественной войны. В каждой образовательной организации созданы музейные уголки, военно-патриотические клубы, работают поисковые движения. Наши педагоги воспитывают потомков поколения победителей – тех, кто отстоял и отстроил Сталинград.
Сегодня в нашем регионе есть все, чтобы жить счастливо, интересно и выбирать дело по душе. Наши вузы дают образование по всем востребованным направлениям: педагогическое, медицинское, спортивное, аграрное, техническое, творческое. Образовательные организации региона – это настоящий мир знаний, пространство возможностей и новых идей, которые воплощаются в дошкольном, общем, дополнительном, профессиональном образовании.
Вообще надо отметить, что наша система образования многоуровневая, сложная и взаимосвязанная, затрагивает интересы всех жителей региона. Она включает не только обучение, но и развитие инфраструктуры, особую поддержку детей и родителей. И мы продолжаем это делать.
– Расскажите, пожалуйста, о системе дошкольного образования.
– В Волгоградской области обеспечена 100‑процентная доступность дошкольного образования. За последние годы построены и реконструированы 78 зданий детских садов, благодаря чему свыше 22,5 тысячи детей получили возможность посещать дошкольные учреждения.
Развитие ребенка, его дошкольное детство – фундамент образования. Именно от профессионализма и мастерства дошкольного педагога зависит то, каким ребенок вступит в школьную жизнь, насколько уверенно он будет чувствовать себя в кругу сверстников и друзей, как подготовится к учебе.
Программы в детских садах у нас самые разнообразные и интересные для детей. Накоплен ценный опыт работы с особенными ребятами – у нас проходит конкурс «Беби-Абилимпикс», благодаря которому дошколята знакомятся с миром профессий, проходят первые профессиональные пробы.
Абсолютно любой детский сад может организовать профориентационную экскурсию и сводить воспитанников в колледж или техникум. Например, для того чтобы посмотреть, как будущие повара готовят интересные блюда, каменщики выполняют кладку, ветеринары ухаживают за животными, мастера ремонтируют автомобили, парикмахеры делают красивые прически и так далее. Теоретические знания, конечно, хорошо, но малышам нужны и практические представления о мире.
– Как вы в регионе поддерживаете педагогов дошкольного образования?
– Талантливых детей воспитывают талантливые педагоги. В волгоградском регионе созданы все условия для профессионального роста и творческого развития. Главной кузницей кадров выступает Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Выстроена система непрерывного педагогического образования, развито конкурсное движение, благодаря которому лучшие учителя, педагоги системы дополнительного образования и, конечно, воспитатели ежегодно получают премию губернатора. В прошлом году создан клуб работников дошкольного образования «Жемчужина Волгоградской области». Опытные наставники сопровождают молодых педагогов – делятся лучшими практиками, помогают советами и просто общаются на близкие по профессиональным интересам темы.
– Какие отношения у вас складываются с Волгоградской областной организацией Общероссийского Профсоюза образования?
– Конструктивные, партнерские, профессиональные. Прежде всего это наши коллеги, имеющие опыт работы в педагогической сфере и в системе образования, и мы поддерживаем все профсоюзные начинания. Ежегодно на территории региона мы проводим совместные просветительские мероприятия, образовательный форум «Думая о будущем!», слеты трудовых династий, эстафету советов молодых педагогов и конкурсы. Кроме того, благодаря инициативе коллег в Волгоградской области вышли два сборника статей и очерков о педагогических династиях. Это очень важно, особенно с точки зрения преемственности поколений.
Оксана РОДИОНОВА
Кстати…
1 сентября первых дошколят принял детский сад в селе Матышево Руднянского района Волгоградской области. Все его помещения оснащены современным техническим, учебным и игровым оборудованием, разнообразными наглядными пособиями.
В здании предусмотрены спальни и игровые комнаты; физкультурный и музыкальный залы; кабинеты музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, методиста, педагога-психолога, логопеда; помещение для дополнительных занятий; современные пищевой и медицинский блоки.
Пространства адаптированы для посетителей с ограниченными возможностями здоровья: есть специальная тактильная разметка, смонтированы лифт и пандусы.
Комментарии