Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Динамика и развитие

Лариса БАЛИНА, министр общего и профессионального образования Ростовской области: Мы можем и должны помочь каждому ребенку покорить свою вершину

УГ - Регион, №38 (Ростовская область) от 21 сентября 2021. Читать номер
Автор:

– Лариса Валентиновна, перед началом учебного года во всех регионах проходят августовские педсоветы, на которых обсуждаются итоги прошедшего года и перспективы развития. Каких вопросов коснулись вы на встрече с представителями педагогического сообщества?

– На августовских педсоветах мы уделили особое внимание программе воспитания, улучшению образовательной инфраструктуры, развитию системы СПО, перспективам проектной деятельности и многому другому. И, конечно, оценили результаты учебного процесса, качество обучения. Главный школьный экзамен – ЕГЭ, и нам здесь есть чем гордиться. В текущем году экзамен сдавали более 16 тысяч выпускников. Средний балл ЕГЭ в регионе по 9 предметам в сравнении с 2020 годом вырос. 7800 экзаменационных работ оценены на 80 и более баллов, 117 получили высший результат – 100 баллов. В регионе даже есть рекорд – Алика Осадчая набрала 400 баллов по четырем предметам!

На мой взгляд, если учебный процесс интересен, то, естественно, возникает желание хорошо учиться. Поэтому сегодня к уроку предъявляются высокие требования. Современные методы и формы урока, постоянный контроль знаний, глубина и системность преподавания, информационные технологии – все это влияет на результат каждого учащегося.

Важно отметить, что в регионе благодаря нацпроекту «Образование» обновляются технологии, оснащение, учебные пространства. В Ростовской области начали работать «Точки роста» как центры цифрового гуманитарного образования. Их цель не только влиять на качество обучения, но и развивать способности талантливых детей, создавать условия для дополнительного образования. В 2021 году «Точки роста» получили новую естественно-научную направленность. Дети будут изучать физику, химию, биологию с использованием цифрового оборудования, а также заниматься творчеством и проектной деятельностью.

– Качество образования напрямую зависит от качества работы учителя.

– Без сомнения, огромную роль играют мастерство и профессиональная компетентность педагога. Высокое качество может быть достигнуто только при условии, что педагоги постоянно совершенствуют свое мастерство, мобильно реагируют на изменения в образовательном пространстве. Новый центр непрерывного повышения профессионального мастерства создает условия для развития и самореализации педагогов, здесь можно идти индивидуальным образовательным маршрутом и включаться в формирование методического актива. Новые коммуникационные возможности позволяют не только очно, но и дистанционно проводить научные конференции, занятия и методические мастерские. Повышение квалификации педагогов теперь начинается с диагностики профессиональных компетенций. Не только дети, но и учителя должны учиться по-новому. Это и есть современная школа.

– Понятие «современная школа» также включает в себя предоставление равных прав на обучение всем детям.

– Да, и для нас, например, одно из важных направлений работы – обучение детей с ОВЗ. Мы сохраняем сеть учреждений для учеников, которые нуждаются в особых условиях обучения. Создаем новые образовательные пространства и стараемся реагировать на запросы родителей. Особенность нового учебного года – первые шаги по созданию условий обучения для детей с расстройством аутистического спектра. Уже обеспечена подготовка к работе с 1 сентября 2021 года 9 ресурсных классов для обучения детей с аутизмом в муниципальных школах.

– Если мы говорим о качестве образования, давайте не обойдем тему профессионального образования.

– Конечно, от качества подготовки специалистов, в том числе среднего звена, зависит развитие экономики региона. Поэтому мы активно участвуем в проекте «Молодые профессионалы», создавая сеть современных мастерских. За три года открылись 24 мастерские. К 2030 году их количество достигнет 60. Высокие запросы работодателей привели к изменению общих подходов к программам СПО. На сегодняшний день 70% программ завершаются демонстрационным экзаменом как видом итоговой аттестации. Благодаря совместным усилиям правительства Ростовской области и учреждений СПО созданы условия для проведения демэкзамена: площадки оснащены современным оборудованием и обеспечены квалифицированными кадрами. Мы начали с 11 площадок в 2019 году. Сегодня на 100 площадках 3,5 тысячи студентов демонстрируют владение профессиональными компетенциями.

Нужно отметить, что в Ростовской области движения «Молодые профессионалы» и «Абилимпикс» интенсивно развиваются. Число компетенций и участников постоянно увеличивается. Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия») в 2021 году проходил в области уже в шестой раз, и количество компетенций возросло с 4 в 2016 году до 35 в 2021 году. Достигнуты успехи и на общероссийском уровне. На Национальном чемпионате «Молодые профессионалы»-2020 участниками из Ростовской области получены 2 золотые и 3 серебряные медали, а также медальоны за профессионализм в 8 компетенциях.

Принятый в 2009 году областной закон позволил работодателям участвовать в процессе подготовки кадров, что повысило качество. Благодаря финансовой поддержке правительства и производственников улучшена материальная база учреждений, открыто 6 учебно-производственных участков на территории работодателей, в 2021 году планируется открытие 7‑го участка, созданы дополнительные площадки. К примеру, площадка по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин» Октябрьского аграрно-технологического техникума включена в тройку лучших в Российской Федерации. За четыре года работы на площадке соревновались представители более 50 регионов страны. Практика работы площадки транслируется на все 19 учреждений сельскохозяйственного профиля Ростовской области. Для каждого из этих учреждений приобретен комплект современной сельхозтехники (комбайн, трактор, грузовой автомобиль и т. д.), аналоги которой используются сельхозпредприятиями региона.

– На качество образования также влияет и образовательная инфраструктура.

– Соглашусь с вами. В этом плане в регионе ведется серьезная работа. Так, за десять последних лет проведен капитальный ремонт и выполнены ремонтные работы в 615 образовательных организациях, реализованы мероприятия, направленные на развитие школьной инфраструктуры (устройство внутренних санузлов) для 321 муниципальной образовательной организации, выполнены мероприятия по архитектурной доступности 236 зданий в рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда». В 431 образовательной организации установлено ограждение. Проведена замена существовавших деревянных окон и наружных дверных блоков на металлопластиковые в 722 образовательных организациях. Отремонтировано 43 спортивные площадки и 57 спортивных залов.

В 2019‑2020 годах обновлена материально-техническая база и инфраструктура 12 коррекционных школ в рамках нацпроекта «Образование». Проведена модернизация школьных пищеблоков. В 800 школах установлено 1200 единиц современного технологического оборудования и мебель для обеденных залов на 14,5 тысячи посадочных мест. Образовательные организации оборудованы устройствами для обеззараживания воздуха (26850), бесконтактными термометрами (4681) и аппаратно-программными комплексами для дезинфекции рук с функцией измерения температуры (1236).

– Лариса Валентиновна, расскажите, пожалуйста, о том, какая работа проводится в регионе с такой категорией, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

– С 2011 года в Ростовской области усыновлено и передано под опеку около 15 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Количество приемных семей увеличилось почти втрое (с 224 до 622), а воспитывающихся в них детей – более чем в 2 раза (с 642 до 1653). В семьях опекунов и приемных родителей воспитываются 95% детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в области. Почти половина этих семей (48%) находится на сопровождении психологов, социальных педагогов и медиков. Такая помощь уменьшает количество возвратов детей в учреждения.

С развитием семейного воспитания в семь раз сократилось количество детей в региональном банке данных (с 2736 до 398), почти в четыре раза – количество воспитанников детских домов (с 1369 до 310 детей). На сегодня в Ростовской области ликвидированы 15 детских домов. И еще одна приятная цифра: жилыми помещениями обеспечены 11 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что позволило в 2019 году ликвидировать очередь и войти в плановый режим предоставления им жилья по достижении совершеннолетия.

Хочу подчеркнуть, что наши успехи – это итог работы всей административной и педагогической команды региона. Когда мы работаем на одну цель, результат не заставляет долго ждать. Мы должны и можем создать каждому ребенку возможности для самореализации и условия для покорения новых вершин.

Наталья АЛЕКСЮТИНА

Справка

Система образования Ростовской области

Образовательный комплекс Ростовской области один из крупнейших в России. Включает в себя 3071 образовательную организацию, где обучаются более 970 тысяч детей и подростков. Более 114 тысяч человек работают в организациях отрасли, из них педагогических работников – почти 61 тысяча.

Дошкольное образование представлено 1501 образовательной организацией, реализующей программы дошкольного образования, из них 1406 муниципальных, государственных, ведомственных организаций, 14 частных детских садов, 78 индивидуальных предпринимателей.

В Ростовской области с 2013 года работает система «Электронный детский сад», интегрированная с федеральной системой показателей электронной очереди, которая обеспечивает открытость и доступность процедуры постановки детей в очередь на предоставление места в ДОУ в Ростовской области.

В системе общего образования насчитывается 1151 общеобразовательная организация, из которых 1088 – муниципальные школы, 42 – государственные общеобразовательные организации, 14 – негосударственные школы, 7 – организации, подведомственные Департаменту по делам казачества и кадетских учебных заведений и Министерству спорта Ростовской области. Общее количество обучающихся общего образования составляет 437924 человека.

Cистема допобразования Ростовской области представлена 304 организациями разного уровня, ведомственной принадлежности и типа. Работает областной детский технопарк «Кванториум», создано государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ступени успеха». С сентября 2020 года начали работу мобильный детский технопарк «Кванториум», ключевой центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации имени А.С.Попова» (структурное подразделение ДГТУ), центр цифрового образования детей «IT-куб» (в г. Ростове-на-Дону), 42 центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В школах Ростовской области организованы свыше 14 тысяч кружков и секций.

По программам СПО в регионе ведут обучение 115 профессиональных образовательных организаций разной ведомственной подчиненности и формы собственности. Всеми формами обучения охвачены более 88 тысяч студентов. Основными направлениями подготовки традиционно остаются промышленность, транспорт, сфера обслуживания, строительство, сельское хозяйство, медицина, информационные технологии, педагогика.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту