Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Москва и москвичи

Лаборатория творчества

Раскрываем тайны окружающего мира вместе
УГ - Москва, №48 от 01 декабря 2020. Читать номер
Автор:

Невозможно представить современное общество без творческих идей и создания новых материальных и духовных ценностей. Творчество – один из показателей успешного человека.

Дошкольный возраст является благоприятным для развития воображения и способностей к творчеству, поэтому важно именно в этот период раскрыть творческий потенциал ребенка. Государственные стандарты дошкольного образования не ограничивают воспитателей в выборе программ, методов и средств. Педагоги работают по программам, ориентированным на ребенка, и формируют содержание работы, опираясь на интересы отдельного воспитанника или группы детей. Отправная точка творчества – детская инициатива, чтобы ее поддержать, необходимы условия. Это не столько развивающая среда, сколько система взаимодействия ребенка с педагогом, возможность вместе со сверстниками искать новое, порой неожиданное использование свойств предметов. Не учить дошкольника, а раскрывать вместе с ним тайны окружающего мира – тогда воспитательно-образовательный процесс становится настоящей лабораторией творчества.

Устанавливать с детьми творческие отношения воспитателю Марии Федотовой помогает авторская программа по изобразительной деятельности, составленная таким образом, что самые маленькие могут использовать предметы-заместители при составлении оригинального образа, а старшие дети уже самостоятельно создают художественные образы с помощью различных техник рисования, аппликации, лепки. Воспитанники Марии Александровны получают заслуженные награды на творческих конкурсах.

Программа по конструированию, составленная воспитателем Ириной Кандриковой, развивает пространственное мышление дошкольников, обучает созданию конструкций. Сначала ребята конструируют по образцу, усваивая технические приемы, а потом наступает период творчества. Постройки должны быть устойчивы, но сочетание элементов в них может отражать самые смелые идеи юных создателей моделей. Использует Ирина Викторовна и теневой театр, который дает простор фантазии детей. В таком театре ребята и декораторы, и постановщики, и актеры.

На протяжении ряда лет воспитатель Елена Волкова руководит хореографической группой «Дошколята», развивая творческие способности детей средствами танцевального искусства. Коллектив неоднократно становился призером городских конкурсов.

Творчество в дошкольном возрасте может быть не только художественной направленности, но и научной. Твори – значит делай, действуй, создавай, приобретай новые знания и опыт. Талантливый педагог организует с детьми и познавательно-исследовательскую деятельность, проводит эксперименты. Опыт работы Елены Юрьевны был представлен в новостях Московского образовательного канала. Своеобразным результатом стал выход команды воспитанников под наставничеством Волковой в полуфинал Московского детского чемпионата KidSkills-2020 в компетенции «Сити-фермерство».

Воспитатель Анна Сайфудинова также считает, что творческие способности детей должны воплощаться в реальную продуктивную деятельность. И хотя в полуфинале указанного чемпионата в компетенции «Малярные и декоративные работы» девочки выполняли конкретное задание, справиться с ним помогли навыки, приобретенные в свободной деятельности, для которой создавались необходимые условия – большой выбор изобразительных материалов, помощь педагога и продуктивное общение со сверстниками.

Творчеством стали подготовка и участие ребят в компетенции чемпионата «Графический дизайн». Воспитатель Татьяна Грузинцева смогла научить детей составлять паттерны для разработки дизайна фирменного стиля, например, магазина игрушек. Это очень понравилось дошкольникам, и они стали предлагать свои варианты. Возможно, ребята и не выберут профессию дизайнера, но умение анализировать узоры и создавать оригинальные работы будет хорошей основой для формирования школьных навыков.

Когда же воспитатель реализует эти программы? Для таких программ не нужно определенное время, это постоянный способ взаимодействия воспитателя с детьми и постоянный поиск новых приемов, раскрывающих способности детей. Не происходит ли это в ущерб образовательной деятельности? Конечно, нет. Образование дошкольника происходит в различных видах деятельности, при этом главным, с нашей точки зрения, остается создание системы отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому, в которой значительное место занимает творчество.

Светлана ВИЗИР, старший воспитатель школы №950


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt