Спектакли, обращенные не только к подросткам, но и к учителям, в наше время большая редкость. А уж если речь в постановке идет непосредственно о школе и проблемах воспитания – и подавно. Московский РАМТ восполнил эту брешь, под занавес сезона представив премьеру «Я хочу в школу», поставленную режиссером Александром Баркаром по одноименной повести Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского.
Спектакль заставляет задуматься о многом и ребят, и их родителей, и, конечно, педагогов. Ведь молодые белорусские авторы поднимают в произведении «трудные» вопросы воспитания и преподавания в современных учебных заведениях. Они подвергают сомнению критерии оценки, применяемые в школах, и призывают учителей воспринимать учеников как формирующуюся личность, а не как материал, который нужно обрабатывать, не считаясь с уникальностью ребенка.
Итак, индивидуальный подход – вот к чему привыкли в экспериментальной школе Женька (Алексей Бобров), Анечка (Евгения Белобородова), Димка (Дмитрий Бурукин), Кошка (Мария Турова) и Молчун (Прохор Чеховской). Молодой педагог Впалыч (Максим Керин) учит ребят учиться, впитывать знания, потому что это интересно, а не потому что оценка заносится в дневник. Но родную тридцать четвертую закрывают, и друзей переводят в обычную школу, где о прекрасных лабораториях и экскурсиях на Эверест никто и не слышал. Здесь учителя используют один метод преподавания – зубрежку, а инициатива со стороны детей обязательно наказуема.
Чтение стихов на скорость, публичные унижения отвечающего у доски и безоговорочная двойка за правильно решенный не свой вариант задачи – далеко не полный список «педагогических» приемов, применяемых в работе единой в трех лицах героиней Анны Ковалевой. Ее учительница всегда разная, но неизменно непрофессиональная: то назойливая, как Евдокия Матвеевна, по доброте душевной желающая отправить Молчуна в спецшколу для «проблемных» детей, то подлая, как Анастасия Львовна, с сияющей улыбкой запугивающая учеников. А уж преподавательница математики, взмахивающая указкой, как оружием, командирским голосом раздающая задания, больше похожие на приказы, и ратующая за железную дисциплину, знакома всем школьникам независимо от года их выпуска.
Авторы повести явно ратуют за проектную систему обучения, сплачивающую учеников и позволяющую развить творческие способности, объемность мышления и профессиональные навыки, востребованные в будущем. Однако их мысль совсем исключить из образовательного процесса заучивание материала кажется спорной. В общем-то, режиссер и не стремится к однобокой правде: многие идеи, высказанные в спектакле, имеют две стороны, и артисты создают образы героев, обаятельных в своей свободе, но при этом не чувствующих грань, за которой начинается вседозволенность. В борьбе за любимую школу Женька и его товарищи фальсифицируют письмо, указывающее на историческую ценность здания, где располагается учебное заведение. Спору нет, технические умения находчивых ребят, изготовивших чернила по образцу XIX века, восхищают, но неразборчивость в средствах, пусть и ради благой цели, заставляет насторожиться.
Актеры не стремятся «играть детей»: их лексика, мышление и пластика кажутся излишне взрослыми. Впрочем, современных школьников порой трудно отличить от студентов, и наоборот: инфантилизм в решении жизненных задач при широком кругозоре, почерпнутом благодаря обилию информации, льющейся с экранов, резко отличает нынешних молодых людей от их родителей. Активность в достижении целей тоже медаль о двух сторонах – в нашем мире умение пробиваться и отстаивать собственное мнение необходимо, но надо же и меру знать.
У каждого из героев свой характер. Элегантен и тонок Женька, небрежно помахивающий клюшкой для гольфа, распахнута навстречу миру Анечка, искренен Димка, отчаянно смела Кошка, глубок и вдумчив Молчун, переживающий смерть мамы. Им не все равно, что будет с ними и с их друзьями, а стереотипы, навязываемые окружающими, для них неприемлемы. Этот мотив обыгран и в сценографии Юлии Пичугиной, создающей на сцене конструкции, напоминающие рамки, в которых тесно юным персонажам. И, конечно, не все равно их учителю Впалычу, мечтающему увлечь всех детей процессом познания, не деля при этом учеников на своих и чужих.
Спектакль Александра Баркара на сцене РАМТа лишний раз напоминает, что школа обращается не только к разуму ребенка, но и к его душе. И ставит вечно острый вопрос: каким должен быть образ современного учителя? Прав молодой педагог, говорящий, что «если оценка – единственный мотиватор для детей, то плохи наши дела». Умение донести информацию, заразить энтузиазмом и помочь ребятам самостоятельно решать «взрослые» задачи делает Впалыча замечательным учителем. Кажется, убедительно сыгранному герою Максима Керина под силу перевернуть порядки и в новой школе, превратив ее из казармы в место, куда хочется идти. Главное – не переборщить с экспериментами.
Комментарии