Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам.
Ричард Генри Данн
Инклюзивная модель обучения становится все популярнее. Когда в обычном классе появляются особые дети, учителю бывает сложно принять их особенности и справиться с появившимися сложностями. Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в индивидуальном подходе, направленном на реализацию его потенциальных возможностей. Моя задача как педагога, работающего в инклюзивном классе, – создать условия для развития своих учеников.
В повседневной практике мне приходится создавать специальные условия и искать наиболее эффективные методы обучения детей с ОВЗ. В настоящее время для решения данной задачи педагогам требуется проходить курсы повышения квалификации. Но информации, полученной в процессе обучения, недостаточно для практики. Поэтому учителю необходимо дополнительно изучать новые и современные коррекционно-развивающие методики и здоровьесберегающие технологии.
Для каждого ребенка с ОВЗ совместно с родителями и специалистами школы разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Для реализации коррекционного компонента адаптированной основной образовательной программы мной подбираются и используются в работе нестандартные подходы и новые технологии.
Работая по адаптированным общеобразовательным программам, учитель применяет специально подготовленный материал. Я часто использую уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Необходимость в дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы моих обучающихся. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце урока благодаря дифференцированным заданиям можно определить уровень усвоения материала каждым учеником. Чаще всего проверочные разноуровневые работы я провожу на контрольно-обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела, и составляю разноуровневые задания.
Чтобы эффективно адаптировать материал для своих учеников с расстройствами аутистического спектра, я изучила способы индивидуального подбора стимульных материалов и дополнительной визуализации. Например, при изучении таблицы умножения я использовала любимые моими учениками кубики конструктора «Лего». Это позволило создать дополнительную наглядность и повысило мотивацию учеников к изучению данной темы.
В работе с детьми с ОВЗ необходимо применять здоровьесберегающие технологии. Поэтому мною самостоятельно было изучено и использовано на практике множество вариантов пальчиковых и артикуляционных гимнастик, физкультминуток и эмоциональных разрядок. Как известно, играть нравится всем детям. Я стараюсь изучать новые игры: деловые, ролевые и дидактические. Такие игры не только призваны решать учебные задачи, но и развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся в процессе познания.
Каждый учитель использует в своей работе принцип наглядности. В моем классе есть дети с расстройствами аутистического спектра, для которых крайне важно связывать новый изучаемый материал с жизненным опытом. Им нужно не просто посмотреть, а ощутить, потрогать. Важно не растерять интерес учащихся с ОВЗ в процессе урока и сделать их обучение осознанным. Для этого я стараюсь готовить материал, который можно раздать ученикам. Особенно легко это сделать на уроках по окружающему миру и математике.
Уроки математики должны быть мультисенсорными, поэтому я изучила использование материала «Нумикон». С помощью ярких и красивых форм «Нумикона» мне легко наглядно продемонстрировать ученикам состав числа и простейшие счетные операции: сложение, вычитание, переход через десяток, даже умножение и деление!
Дети с ОВЗ часто испытывают устойчивые трудности в освоении навыка чтения. Для решения данной педагогической проблемы я рассмотрела современные методики, которые используют при скорочтении: таблица Шульте, анаграммы, рисование двумя руками, упражнения «Струп-тест», «Слово – фигура – число», «Алфавит», «Потерянный текст», «Лабиринты», «Волшебный квадрат» и др. Данные материалы не только очень нравятся детям, но и повышают познавательный интерес, значительно улучшают технику чтения и пересказа текста.
Ребенок с ОВЗ может учиться в любом классе. Поэтому изучение современных коррекционно-развивающих методик является необходимой частью самообразования каждого современного учителя. Всем известна истина, что дети являются учителями взрослых. Я очень благодарна своим детям и могу сказать, что они действительно учат меня учиться и расширять свой профессиональный кругозор. А инклюзивное образование в целом оказывается полезным и детям, и учителям, так как создает условия для развития всех участников образовательного процесса.
Надежда РОЩИНА, учитель начальных классов школы №1467
Комментарии