«Ура! Мы поняли химию!» – так радуются участники пропедевтического проекта «Экоквест» для классов средней школы на базе научной лаборатории «Академический класс», оснащенной приборами и оборудованием, расширяющими возможности учителей естественно-научного цикла и позволяющими полноценно реализовывать проектную деятельность с проведением экспериментальной работы.
Современные реалии требуют новых, нетрадиционных подходов к методике преподавания предметов. Как сделать трудные и порой вызывающие страх у ребенка предметы естественно-научного цикла не страшными, а, наоборот, привлекательными и увлекательными?
Мы хотим поделиться своим опытом разработки и апробации проекта, разрабатывая который мы исходили из убеждения, что работа учащихся с применением оборудования современной лаборатории повышает уровень мотивации и усваиваемость материала у учеников.
Сам квест проводится как практикум в лаборатории. Каждый класс делится на две команды, которые должны пройти этапы, посвященные разделам естественно-научных предметов, а также информационным технологиям.
На этапе «Физика» участникам квеста предстоит измерить температуру в разных средах, ознакомиться с работой двигателя внутреннего сгорания, ветряного и солнечной батареи, попутно рассуждая об их преимуществах и недостатках.
Следующий шаг – «Химия». Применяя PH-метр «Releon», ребята оценивают наличие примесей в растворе и делают выводы о степени чистоты воды.
Этап «Биология» предполагает измерение уровня углекислого газа с использованием датчика «Releon» в помещениях с разным уровнем CO2. Юным исследователям предстоит подумать о способах понижения концентрации газа в помещении.
Проходя станцию квеста «География», участники также применяют газоанализатор, но делают полный анализ состава воздуха и наличие токсичных примесей в нем.
На каждом этапе команды за правильно выполненные задания получают «ключи» – детали машины-робота.
В конце квеста – информатика. Из деталей, полученных на предыдущих этапах, школьники конструируют машину-робот, имитирующую электромобиль, и проходят с ней полосу препятствий.
Педагог, демонстрируя работу робота, объясняет, что такие устройства могут применяться в особо опасных районах, загрязненных ядовитыми выбросами или радиацией.
Несмотря на то что станции квеста в здании обособлены, дети делают выводы о том, что многие предметы и науки взаимосвязаны и изучать природу необходимо как единое целое. И, значит, возникающие экологические ситуации нельзя решить в рамках одной отрасли науки, а только применяя их синтез.
Общаясь с педагогами по окончании мероприятия, ученики всегда задавали дополнительные вопросы, внося свои предложения и активно комментируя квест на «дереве эмоций». Данная разработка допускает возможность преобразования материала для любой возрастной категории с коррекцией содержания по предметным областям и подбором соответствующих дифференцированных заданий. Учителя могут стать непосредственными участниками мероприятия. Таким образом, мы можем транслировать коллегам свой опыт.
Проект успешно прошел апробацию с пятыми классами нашей школы, а далее был проведен для учащихся старших классов для ребят из разных школ района Коньково. Также в нем приняли участие родители в рамках дней открытых дверей.
Лусине ЗУЛУМЯН, педагог-психолог школы №17;
Михаил НЕВЕЖИН, учитель химии школы №17;
Павел ГУРЬЕВ, учитель математики школы №17
Комментарии