Сеть технопарков «Кванториум» в нашей стране была создана в 2016 году. По своей сути это одна из форм реализации модели дополнительного образования детей, которая является инициативой Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Российской Федерации. В Чеченской Республике она получила свое развитие с учетом региональных и национальных особенностей. Об этом рассказывает заместитель директора республиканского центра детского (юношеского) технического творчества – детского технопарка «Кванториум» Валерий НИКИФОРОВ.
На данный момент наш технопарк располагается в одном из корпусов математической школы №1 Грозного. В ближайшем будущем руководство республики планирует построить для нас отдельное здание, работы уже ведутся. А пока мы, будучи независимой организацией дополнительного образования, фактически существуем в единой связке со школой, реализуя вместе с ней различные инновационные программы.
Наш «Кванториум» посещают 820 детей, и это только здесь, в Грозном. Структурное подразделение есть и в селе Беной-Ведено, где располагается IT-центр. Большое внимание мы уделяем полевым занятиям, то есть ребята у нас постоянно в деле, технопарк загружен с утра до вечера семь дней в неделю.
Направления нашей работы мы выбирали с учетом запросов жителей региона, а также исходя из реальных потребностей экономики.
Первое – «Энерджиквантум», оно связано с изучением и разработкой альтернативных источников энергии – ветровой, тепловой, водородной, солнечной и пр. Недавно наши ребята посетили Московский международный салон образования-2019 на ВДНХ, где представили проекты по переработке мусора, пластика и резины, а также «Пьезобордюр». Это довольно оригинальное решение – ребята смоделировали участок дороги с неровностями для остановки автомобиля (так называемый лежачий полицейский) и использовали их для выработки посредством пьезоэффекта электроэнергии, которая в дальнейшем тратится на освещение дороги. А в прошлом году, когда ребята участвовали во Всероссийском конкурсе «Первый элемент», перед всеми его участниками была поставлена задача – сделать так, чтобы автомобиль проехал как можно дольше, используя собственные аккумуляторы и генератор энергии на водороде. Наша команда заняла там первое место и теперь будет представлять нашу страну на аналогичном мероприятии в Чехии.
Второе – «Аэроквантум». Ребята проектируют и изготовляют модели летающих коптеров, которые призваны перемещать грузы. Чеченская Республика – горный регион, где далеко не всегда можно легко добраться до той или иной точки местности, поэтому данное направление очень актуально. Подобные разработки могут быть весьма полезны для осуществления мер безопасности, поиска людей, исследования недоступных мест при прокладке газопроводов и трасс и т. д. Пока мы сосредоточили внимание именно на коптерах, но у ребят много идей на перспективу, и они интересуются другими типами летательных аппаратов, пытаются создать первого робота, похожего на самолет.
Третье – «Робоквантум», одно из наиболее популярных и освоенных направлений. Однако у нас ребята собирают не просто роботов для игр, а ориентируют их на решение вполне конкретных задач. Мы ушли от лего-конструирования в сторону промороботов, способных делать что-то полезное, например выполнять логистические действия на складе, что позволяет полностью обойтись без грузчиков. Также идет активная разработка систем «умного города», которые позволяют автоматизировать разные действия, применяемые в быту, – открывать и закрывать ворота, жалюзи, регулировать поток воды, освещенность, тепло и т. д. Интересно, что эти системы можно использовать и в образовании, например, недавно один мальчик высчитал, что педагог в течение занятия тратит 12 минут только на стирание с доски, и разработал робота, который всю эту работу делал автоматически.
Четвертое – «IT-квантум», тоже очень востребованное направление. Все технические квантумы подразумевают знание ИКТ, языков программирования, умение пользоваться сложными программами. Наши ребята могут программировать и автоматизировать любые системы, без исключения, все, что связано с остальными направлениями. Но пока они сосредоточили свои усилия на создании сайтов и обучающих игр.
Пятое – «Геоквантум», наши воспитанники занимаются разработкой различных геоинформационных систем. Это тоже IT, но уже в «глобально-прикладном» значении, поскольку тут решаются очень масштабные проблемы и задачи – дистанционное зондирование земли, сбор и обработка огромного количества информации, трехмерное моделирование и так далее. Буквально недавно в Сколково наши ребята участвовали в международном хакатоне по дополненной реальности и заняли первое место в одной из номинаций.
А шестое направление – «Hi-Tech-цех». Это не квантум в чистом виде, а некая площадка, на которой ребята воплощают все свои идеи, почти всегда метапредметные. Например, для «Аэроквантума» надо напечатать на 3D-принтере корпуса коптеров, вырезать что-то из пластика. Для «IT-квантума» – не просто разработать, но и собрать устройство для слепых, которое помогает ориентироваться в пространстве. И так далее.
Каков практический выход всей этой деятельности? Участие в конкурсах и победы в них не самоцель, это всего лишь показатель успешности. А главное – создание истории успеха, формирование навыков, которые в дальнейшем пригодятся при поступлении в тот или иной вуз. Как известно, в вузах очень востребовано портфолио, причем работодателям это также интересно. Сегодня ценятся не только знания, но и умение применять их при решении конкретных задач, на практике. Мы заключили договор с Грозненским государственным нефтяным техническим университетом имени академика М.Д.Миллионщикова, и вуз готов принимать наших кванторианцев вне конкурса при условии наличия хорошего портфолио.
Грозный, Чеченская Республика
Комментарии