Концепция модернизации российского образования, национальный проект «Образование» предполагают ориентацию на самостоятельную деятельность учеников, их личную ответственность за создание собственного образовательного продукта, а также использование информационных технологий в обучении. Все это возможно при использовании метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Чем метод проектов отличается от других методов образования?
1. Учитель руководит групповыми процессами, оказывает помощь ребятам, по мере возрастания роли учеников педагог уходит в тень.
2. Субъективность ученика. Не важен сам продукт, важен процесс работы над проектом, в ходе которого дети получают возможность приобрести новые знания, умения, учатся самостоятельности, ответственности, сотрудничеству, готовятся к реальным условиям жизни.
3. Метод проектов – способ сглаживания границ между школьной и внешкольной жизнью, он учит целостному видению мира, способствует социальной адаптации.
4. Проектная работа не нуждается в традиционной оценке, т.к. выполнение проекта – это уже достижение.
Проект – это деятельность по созданию какой-либо системы.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учеников на результат.
В проекте различают внутренний и внешний результаты. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни. Внутренний результат – опыт деятельности – становится достоянием учащегося. Это знания и умения, компетенции и ценности.
Различают следующие виды проектов: персональный, групповой. Каждый их них имеет свои преимущества. Педагог и ученики выбирают проект в зависимости от поставленных целей, желания.
Классификация проектов:
1. Практико-ориентированный (нацеленный на социальные интересы участников проекта), возможно использование результатов проекта в жизни класса, школы, города, государства.
2. Исследовательский (научное исследование), предполагает следующие этапы: выбор актуальной темы, постановка задач, исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
3. Информационный (происходит сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории).
4. Творческий (максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов). Это, например, спортивные игры, видеофильмы, театральные постановки и тому подобное.
5. Ролевой (ученики перевоплощаются в литературных и исторических персонажей, выдуманных героев), результат проекта остается открытым до самого окончания.
Методика работы над проектом: подготовка, выбор проблемы, сбор информации, разработка собственного варианта решения проблемы, реализация плана действий, презентации проекта, рефлексия.
Элементы проектной деятельности:
– мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулировка заданий, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предложений, путь к деятельности, планирование деятельности, рефлексия;
– презентационные: создание устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации;
– коммуникативные: ребята должны уметь слушать и понимать других, выражать себя, находить консенсус;
– поисковые: поиск информации по каталогам, контекстный поиск;
– информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представленной в различных формах;
– инструментальные: организация рабочего места, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
По продолжительности различают: долгосрочные, краткосрочные, монопроекты и групповые проекты.
Проектной деятельностью я занимаюсь два года. Первый год потребовался для теоретического изучения метода проекта. Я работала со старшеклассниками, и организовать проектную деятельность было легче. За учебный год ребята выполнили два проекта. Больше было бы нерационально, ведь на каждый проект требуется немало времени.
Мои ученики выполнили проекты по следующим темам: «Организация и деятельность политической партии», «Школа, в которой я хотел бы учиться», «Организация и деятельность фирмы».
Выполняя проект «Организация и деятельность политической партии», ученики искали необходимый материал об организационной структуре партии, типах руководства, организационном оформлении и т.д. в интернете. Роль учителя заключается в индивидуальных консультациях, так как для ребят это была новая форма работы. В ходе презентации ученики голосовали за ту или иную партию, объясняя, почему отдали свой голос, задавали дополнительные вопросы выступающим, оценивали их деятельность.
По окончании презентации проектов «Школа, в которой мне бы хотелось учиться» участники предложили администрации образовательного учреждения программу мероприятий по улучшению учебно-воспитательного процесса. Перед составителями бизнес-плана (проект «Организация и деятельность фирмы») стояла главная проблема – сделать свою фирму рентабельной и попытаться это доказать. Была выбрана экспертная комиссия, которая задавала вопросы. По окончании школы некоторые дети занялись предпринимательской деятельностью.
Оценивая процесс и результаты проектной деятельности, учителю необходимо обратить внимание на значимость и актуальность выдвинутых проблем, глубину проникновения в проблему, умение аргументировать свои выводы, заключения, отвечать на вопросы оппонентов, эстетику оформления результатов выполненного проекта, а также привлекали ли авторы знания из других областей.
На мой взгляд, проектный метод активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует креативные компоненты мышления, такие как быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора.
Считаю, что проектный метод в школе сегодня актуален, востребован и необходим. Но педагогу необходимо помнить, что существуют риски при выполнении проекта: недостаток времени у педагога и учеников, низкий уровень проектных навыков у учащихся, иногда отсутствие интернет-ресурсов и так далее.
Галина ГОРДИЕНКО, зам. директора по УВР, учитель истории и обществознания средней школы №21
Норильск, Красноярский край
Комментарии