В информационном обществе каждый человек имеет право и возможности свободно получать любую интересующую его информацию (кроме случаев, ограниченных законом) и производить ее. Информационные технологии совершенствуются, объемы информационных ресурсов растут, и важнейшим качеством личности в таком динамично меняющемся обществе становится способность самостоятельно работать с информацией, извлекая из нее необходимые знания. В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования, направленного на формирование информационной культуры каждого члена общества и в первую очередь юного поколения.
Попытки научить детей и подростков решать типовые информационные задачи как в условиях традиционной библиотеки, так и в системе электронных коммуникаций предпринимались и предпринимаются педагогами и библиотекарями. Однако пока что занятия, направленные на изучение библиотечно-библиографических знаний (ББЗ), культуры чтения и рациональной работы с книгой, основ информатики, компьютерной грамотности и так далее, разрозненны и бессистемны. Это не позволяет сформировать целостное информационное мировоззрение, определяющее последующую успешную профессиональную деятельность каждого школьника в течение всей его жизни.
На прошедшей 25-26 апреля 2007 года в Костроме Третьей международной научно-практической конференции «Библиотеки и образование» произошло чрезвычайно важное для общеобразовательных учреждений событие. На заседании секции школьных библиотек состоялась презентация комплекса учебных программ курса «Основы информационной культуры личности» для учеников 1-11-х классов общеобразовательной школы. Наталья Гендина, директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ), представляя результаты многолетнего труда возглавляемого ею творческого коллектива, подчеркнула, что созданный комплекс позволяет обеспечить целостность и системность информационной подготовки школьников совместными усилиями образовательных учреждений и библиотек.
Разработки базируются на трактовке понятия «информационная культура личности» как одной из составляющих общей культуры человека. Сюда входят совокупность информационного мировоззрения и система знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Программы предусматривают дифференцированный подход к обучению в зависимости от возрастной категории (класса), применение деятельностно-ориентированного обучения, их отличает полнота охвата информационных знаний и умений. Учебный материал распределен по классам системно и пропорционально. Это помогает избежать его неоправданного дублирования и преодолеть диспропорцию объема сообщаемых информационных знаний и формируемых умений, а также упрочить междисциплинарные связи изучаемых в общеобразовательной школе учебных дисциплин.
В программе для каждого класса выделены четыре типовых раздела: «Информационные ресурсы общества и информационная культура», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения», «Аналитико-синтетическая переработка источников информации», «Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы учащихся». Последний наиболее ярко выражает практическую направленность курса, так как дает сведения, формирующие технологическое знание, содержащее ответ на вопрос «Как делать?» применительно к каждому конкретному информационному процессу или продукту.
Предлагаемый репертуар информационных продуктов расширяется от класса к классу – рассказ, письмо, план, сочинение, изложение, биография, отзыв, выступление, доклад, конспект, тезисы первоисточника, учебный реферат, рецензия, деловые документы и так далее. Помимо этого усложняются и информационные технологии, используемые при их создании. Учебная деятельность все более ориентируется на аналитико-синтетическую переработку информации, в результате которой ученики осваивают ведущие приемы интеллектуальной работы с текстами.
Несомненно, междисциплинарный, интегративный характер предлагаемого курса потребует особой подготовки педагогов и библиотекарей российских школ. Опыт практического формирования информационной культуры привел специалистов КемГУКИ к выводу, что педагогов необходимо специально обучать умению выбирать и использовать методы и средства, адекватные изучаемым информационным объектам. В результате в городе Белов Кемеровской области была разработана программа «Методика преподавания основ информационной культуры личности» для педагогического колледжа. Студенты здесь получают дополнительную квалификацию «Учитель основ информационной культуры личности».
Думается, что созданные программы позволят, наконец, по-иному оценить роль и место школьной библиотеки в образовательном процессе. Познакомившись с ними и увидев масштаб предстоящей работы (которую уже нельзя откладывать на будущее!), невозможно рассматривать библиотеку образовательного учреждения лишь как информационно-ресурсный центр, пусть и оснащенный на самом высшем современном уровне.
Школьная библиотека должна в ближайшее время стать информационно-педагогическим подразделением, осуществляющим совместно со всем педагогическим коллективом теоретическое и практическое формирование информационного мировоззрения, обучение информационной грамотности и поддержку учащихся в тех рамках, которые требует даже не современное, но создаваемое в перспективе общество, основанное на использовании знаний и сетевых технологий.
Однако чтобы педагогические функции стали основными для библиотеки каждой школы, требуются дополнительные теоретические разработки (моделирование для системы образования содержания педагогической библиотечной деятельности, разработка форм и методов этой работы и прочее). И, конечно же, необходимо предусмотреть материальные затраты на поддержку оптимальной структуры библиотеки, ее штатное наполнение, соответствующую квалификацию и оплату современных специалистов: педагогов-библиотекарей образовательного учреждения.
Вместе с тем уже сейчас можно успешно использовать для подготовки к проведению занятий и предлагаемые программы, и списки литературы, сопровождающие каждый раздел программ и включающие литературу, четко соответствующую не только тематике занятия, но учебным потребностям и возрастным особенностям школьников.
Важно, что содержание предложенных программ соответствует идеологии ключевых компетенций, выдвинутой Советом Европы, – в первую очередь тех, что связаны с развитием информационного общества и направлены на реализацию желания и способности учиться в течение всей последующей жизни. Не случайно представление программ вошло в мощную презентацию всего комплекса наработок КемГУКИ в области формирования информационной культуры личности, состоявшуюся в ноябре 2006 года в Москве на международной конференции, организованной российским комитетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Участники конференции получили ценный подарок – книгу материалов творческого коллектива. Сегодня с ее содержанием можно ознакомиться на сайте http://www.ifapcom.ru/365/431.
Комментарии