search
main
0

Курение – не благо, но зачем же производить обыск?

К нам в редакцию обратилась жительница села Ивановка Уметского района Тамбовской области Л.М.Липатова.
Она спрашивает: “Имеет ли право директор школы обыскивать учеников?”. Речь идет об обыске не забавы ради, а с целью изъятия того, что, по мнению администратора, у ученика быть в школе не должно, например, сигарет, спичек, зажигалок. Но, задавая вопрос, автор письма, по сути, на него же сама и отвечает: “На замечания учителей директору, что это противоправные действия, что необходимо вести разъяснительную работу с учениками и их родителями, а не силовую, директор ответил: “Я – директор, а вы – пособники курильщиков…”. Так кто же прав?
В нормативных документах Минобразования, разумеется, мы нигде не найдем указания на то, можно или нельзя обыскивать учеников, но можем сделать вывод о том, насколько прав руководитель образовательного учреждения, исходя из норм жизнедеятельности школы, прописанных в этих документах. Так, в Типовом положении говорится, что “деятельность общеобразовательного учреждения строится на принципах демократии и гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности”, “обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право на уважение человеческого достоинства”, “родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей”. Все участники образовательного процесса – а ими являются ученики, педагогические работники и родители (законные представители) – имеют права и обязанности, которые определяются уставом учреждения либо другими актами. Если родители не согласны с воспитательными методиками директора школы, они могут воздействовать на него через общее собрание школы, попечительский совет и таким образом выступить от имени общественности. С ее мнением директор вынужден будет считаться.
Сложнее обстоят дела с этикой, ведь у каждого человека, что называется, своя планка. “Учительская газета” недавно писала о том, как на выпускных экзаменах в американских школах выпускников попросили написать эссе об унижении человеческого достоинства на основе рассказа Чехова “Переполох”, предварительно изъяв из текста слова о том, как после пропажи дорогой брошки всех слуг раздевали догола и обыскивали. “Мудрые” взрослые не хотели лишний раз травмировать школьников и не нашли ничего лучшего, как выхолостить произведение классика.
И в одном, и в другом случае – крайности, которых в педагогике не должно быть. Принцип “цель оправдывает средства” не всегда хорош. Понятно, что курение – не благо, а если курят дети да еще в школе – просто беда. Но, думается, карательными мерами здесь вряд ли чего-то можно добиться. Разве только увеличения силы противодействия со стороны подростков. Не лучше ли, как говорят сами учителя Ивановской школы, провести разъяснительную работу, но не в виде нудной лекции или приевшихся конкурсов плакатов, а в виде заседания дискуссионного клуба (если его нет – создать), “ток-шоу”, викторин и игр – телевидение дает иногда положительные примеры для подражания. Можно придумать поощрения для некурильщиков, побудить учителей и других работников образования бросить курить, запретить им курить в стенах школы. При активности директора и всего педагогического коллектива с привлечением родительской общественности и ребят можно попытаться противостоять этому всемирному злу. Точно так же можно проводить работу по профилактике наркомании и СПИДа, что не менее актуально.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте