Аксельбанты, белые рубашки и черные костюмы, чеканный шаг и ровные ряды, пост у Вечного огня, повесть Куприна – это, пожалуй, все, что было мне известно о кадетах до недавнего времени. Теперь я знаю больше.
В 2020 году школа №2001 включилась в реализацию проекта профильного образования «Кадетский класс в московской школе». И вот он – первый кадетский класс: ранее незнакомые мне 27 девчонок и мальчишек, с которыми я и офицер-воспитатель (очень важно, что у ребят есть еще и офицер-воспитатель, наставник, командир взвода) будем работать в ближайшие годы. Да, надо привыкнуть, что это не просто класс, а взвод, в который входит три отделения, есть заместитель командира взвода и командиры отделений. Обращаться к ним надо «товарищи кадеты», а не привычным мне словом «ребята». Кстати, и самим ученикам импонирует это обращение, возвышающее их в глазах других школьников. За свою профессиональную жизнь я была классным руководителем в разных классах и школах. И о военной жизни знаю не понаслышке, так как пришлось поменять не один военный гарнизон с мужем-офицером. Но хочу сказать, что работа в кадетском классе отличается от всего, с чем приходилось сталкиваться ранее, имеет свою специфику.
Во-первых, это атрибуты армейской жизни: форма кадет, утренние и вечерние построения, определенный порядок приветствия учителей, вначале очень удивлявший и даже пугавший их, и, конечно же, клятва, которую произносят кадеты в торжественной обстановке. Во-вторых, особый распорядок дня. Кадеты после основных уроков занимаются разнообразной внеурочной деятельностью, самоподготовкой, а также уделяют особое внимание военно-спортивной и строевой подготовке. Разнообразные учебно-воспитательные мероприятия подчинены главной, на мой взгляд, педагогической задаче – формированию у кадет исторической памяти, любви к своему Отечеству, чтобы слова «люблю свою страну» были наполнены для них особым, высоким смыслом. Кадеты должны иметь гражданскую позицию, гуманно и толерантно относиться к окружающим людям. Исходя из этих ценностных ориентаций при составлении годового плана работы приоритетными направлениями были обозначены кроме учебного и спортивного военно-патриотическое и военно-историческое.
Одной из особенностей организации учебного процесса в кадетском классе является постоянное взаимодействие классного руководителя, офицера-воспитателя, учителей-предметников и педагогов-специалистов с детьми и родителями. Эта совместная работа не только способствует повышению успеваемости, развитию творческих способностей кадет, но и позволяет более эффективно отслеживать отклонения в поведении, успеваемости, помогать в трудных жизненных ситуациях. Безусловно, взаимодействие с семьей – одно из важнейших условий эффективности нашей работы. В классе есть дети из неполных и многодетных семей, из семей со сложной жизненной ситуацией. Поэтому здесь особенно актуальна помощь социального педагога и психолога.
Я и офицер-воспитатель, формируя такой кадетский коллектив, где каждый ощутил бы свою полезность и сопричастность общему делу, был бы услышан и проявил свои способности, стараемся привлечь кадет к самым интересным мероприятиям. Так, в 2020 учебном году наша команда стала победителем в городском конкурсе «Хакатон для кадет. История России». Командная работа принесла свои плоды и в интеллектуальном квиз-турнире среди молодежных команд Москвы «Время новых героев», где вновь мы стали победителями. Отвечать на сложные вопросы викторины, посвященной 100‑летию криптографической службы России, быстро и слаженно искать ответы, консультируясь у товарищей, поддерживая друг друга, пришлось нашей команде в конце учебного года, в мае. Но, несмотря на усталость (ведь турнир продолжался целый день), наши кадеты стали первыми в Москве! По рейтингу городского проекта «Кадетский класс в московской школе» за 2020-2021 учебный год наш класс и школа вошли в Топ-80.
Уже в этом учебном году кадеты приняли участие в проекте столичного Департамента образования и науки «День кадетского класса в Музее Победы», где несли вахту почетного караула на Посту №1 у Огня Памяти и монумента Победы на Поклонной горе. Это стало ярким событием не только для кадет, но и для семей учащихся. Родители, бабушки и дедушки, сестры и братья приехали на Поклонную гору, чтобы с гордостью наблюдать, как их близкие несут почетный караул. Там же прошло и торжественное шествие, посвященное 80‑летию Парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. Такие мероприятия дают возможность прикоснуться к памяти героев войны и прочувствовать ценность Победы, осознать значимость героического подвига для будущих поколений.
Учебный год еще не закончен. Нас ждут новые конкурсы, новые испытания, новые интересные дела. Но я знаю, со всем мы справимся, так как мы одно целое, мы команда. И в этом я уже уверена.
Любовь КОЛУНТАЕВА,
классный руководитель 8‑го кадетского класса школы №2001
Комментарии