Сегодня мы живем в очень непростое время. Это, несомненно, очень хорошо, ведь обилие информационных потоков не дает ребенку расслабиться и потерять интерес к разнообразию, интерес к выбору, пускай иногда и не осознанному, не дает ему стать безынициативным сторонним наблюдателем всего происходящего вокруг. Ведь если «опустить весла» и не держаться определенного курса, можно просто «захлебнуться», и наши дети в большинстве своем это понимают на уровне интуиции. С другой стороны, в этом обилии информационных потоков очень часто встречается абсолютно недетская информация. Преградой для этого ученику, несомненно, должен служить учитель – именно он должен прививать своим ученикам этикет общения с глобальной сетью «Интернет».
Надо говорить о том, что учитель не должен стать «цербером», который только и будет говорить такие привычные для детей слова, как: «туда нельзя», «это не для вас», «когда вырастете, тогда и будете смотреть». Учитель как раз и должен быть тем «мостиком», по которому ребенок сможет перейти через «речку» – в ней можно захлебнуться, если перебираться вплавь. Педагогу-предметнику зачастую это сделать бывает очень трудно или даже совсем невозможно, так как у нас не уделяется должного внимания развитию информационных компетентностей у учителей во время их подготовки в вузах, за исключением, наверное, педагогов по информатике. А если учесть, что большинство нынешних педагогов – это учителя старой закалки, уже не один год стоящие у школьной доски, то у них про такие компетентности лучше и не спрашивать вообще. И из-за этого возникает «дисбаланс сил»: современный ученик зачастую в разы больше умеет и знает об информационных технологиях, чем учитель-предметник. Если не вести работу по выравниванию этого дисбаланса, то совершенно понятно, что хуже будет проходить процесс обучения, так как вопросы компьютерной грамотности будут работать не на руку преподавателю. Но если педагог повысит свои знания в области информационных технологий, ему откроются дополнительные возможности взаимодействия со своими учениками. Про удобство использования поисковых систем глобальной сети «Интернет», электронной почты, всевозможных программ для общения пользователей персональных компьютеров, которые расположены в разных географических точках города, страны или мира, можно говорить много, и чем чаще про это говорить, тем больше вероятность того, что большее число педагогов захотят повысить свой уровень, заинтересуются возможностями использования информационных ресурсов для образовательного процесса.
В последнее время много говорят о применении электронных журналов, которое позволит занятым родителям всегда иметь доступ к оценкам своих детей, будь то с рабочего или же с домашнего компьютера. В результате уровень контроля обучения детей вроде бы должен пойти в гору. Но вообще мнения в педагогической среде по этому поводу очень разнятся. Лично мне эта затея не очень нравится, так как одной из проблем, с которой я сталкивался в своей работе классным руководителем, была именно проблема посещения родителями школы для общения с учителями-предметниками. Я считаю, что, если дать родителям дополнительную возможность отслеживать оценки своих детей дистанционно, то практика их посещения школы может свестись лишь к приходам на праздники Последнего звонка и Выпускного вечера, а внимание к дневнику вообще сойдет на нет!
Уровень информационных компетентностей преподавателей школ или учреждений дополнительного образования, без сомнения, надо поднимать, потому что темп нынешней жизни ставит строгие рамки таких умений у человека, живущего в информационном обществе и по законам такого общества. Тем более такими знаниями и умениями должны обладать учителя, которые всегда стремятся быть на шаг впереди своих подопечных.
Когда наши российские учителя стали готовить ребят к ЕГЭ, я видел глаза большинства уважаемых мной педагогов математики или русского языка, которые выражали ужас и непонимание при таких словах, как «логин» или «пароль». А эти «логины» и «пароли» необходимо было вводить в определенные формы на соответствующих «сайтах» для получения пробных вариантов итоговых работ. Тогда отчасти помогало то, что на местах, то есть в школах, где педагогам надо было делать эти манипуляции самим, им могли помочь коллеги по информатике. Тогда в достойных школах вообще появлялись добровольческие курсы под руководством педагогов по информационным технологиям для преподавателей других предметных областей. Это отчасти позволило частично и временно решить возникшие тогда проблемы, но так, конечно, не может быть всегда. Даже сейчас педагогам, которые владеют определенными знаниями и умениями работы на компьютере, иногда приходится сталкиваться с трудностями, когда, например, им надо заполнять пакеты документов и электронные анкеты для регистрации участия в грантах или конкурсах. Все это говорит о низком уровне информационной культуры нашего педагогического сообщества, о низкой информатизации российских школ. Никакие курсы повышения квалификации в центральных российских университетах или институтах не дадут того результата, который может дать процесс информатизации в образовательных учреждениях. Обучить, дать старт для самообразования педагога, несомненно, может в ОУ такой человек, как заместитель директора по информатизации. В его юрисдикции – все вопросы обучения, внедрения, использования средств ИКТ на уроках и в администрировании учебного заведения. Но тут информатизация российской школы опять сталкивается с проблемой выделения такой штатной единицы. За 6 лет моей работы в школе педагогом по информатике, а это было с 2002 по 2008 год, я не смог убедить директора в необходимости введения такой должности. Возможно, я плохо это делал, а может быть, и не надо было директору этого, ведь всю эту работу по «собственному» желанию я выполнял, будучи преподавателем. И мне, кстати, хорошо, так как дополнительная работа – возможность для самосовершенствования, и директору – для него это экономия средств.
Но время не стоит на месте, сейчас надо быть плохо видящим или абсолютно слепым, чтобы не видеть необходимость введения в штат школы такого специалиста. Организация электронного документооборота, которым сейчас должен заниматься не только секретарь, ведение электронных автоматизированных баз данных как по учету за обучающимися, так и по кадровому педагогическому составу образовательных учреждений, и в общем расширение объема информационного потока вынуждает администрацию идти на такие изменения. И это обязательно приводит к хорошим результатам. В учреждениях, где директор дает «зеленый свет» заместителю по информатизации, сама эта информатизация начинает получать должное внимание, от этого выигрывают абсолютно все: и сам директор, как руководитель, и педагоги, которые могут совершенствовать свои умения в этой области, и ученики, которые получают образованных творческих педагогов, использующих все возможности информационных технологий на своих уроках, и, несомненно, родители, которые видят в учителях своих детей действующих членов информационного общества.
Поэтому мне очень хочется надеяться на то, что очень скоро во всех образовательных учреждениях нашей великой страны появятся инициативные, творческие личности, наделенные соответствующими полномочиями, которые смогут оказать действенную помощь в процессе информатизации образовательной отрасли государства, а государство будет и дальше оказывать всевозможную поддержку образованию, продолжая ставить образование в список сфер, реализующих приоритетные национальные проекты.
Андрей РЕЗНИКОВ, учитель информатики, председатель Совета молодых учителей Северо-Восточного округа
Комментарии