search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Куда уходят деньги “Черные дыры” трансфертов

У проблемы выплаты детских пособий очень глубокие корни. Все началось еще в 1995 году.

Когда в мае вступил в силу Федеральный закон “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”. Необдуманный финансовый механизм, предложенный в законе, подвергался критике не однажды, в него внесено около девяти поправок. Сегодня выплата ежемесячных пособий на детей – задача субъектов Российской Федерации. Часть затрат возмещается им через Федеральный фонд финансовой поддержки регионов. Так положено по закону. Как заверила заместитель министра труда и социального развития Галина Карелова, трансферты в течение последних двух с половиной лет выплачиваются в полном объеме. А власти в регионах не всегда их используют по назначению. Вообще с выплатой детских пособий – разнобой. К примеру, в Пермской области долгов нет, а в Курганской области детям задолжали более полумиллиона. Свердловская область вообще стала одиозной территорией. В Орловской области всего лишь двухмесячная задолженность по детским пособиям, а в Тульской – трехгодичная. И это у соседей.
Среди рекордсменов по объему и срокам задолженности находится Читинская область. Здесь не могут расплатиться с детьми уже более четырех лет. Область дотационная, 50 процентов областного бюджета пополняется за счет собственных средств, другая половина – это трансферты из федерального центра. Около 80 процентов населения здесь за чертой бедности. В области более ста тысяч получателей детских пособий. Цифра немалая. Вся надежда на деньги из центра.
С трансфертами не все ясно. Нареканий в адрес федеральных властей у регионов накопилось достаточно. Заместитель председателя Комитета по бюджету, налогам и финансам Волгоградской областной Думы Галина Поснова откровенно призналась: трансферт – это какое-то темное царство. Ничего непонятно. Какова методика расчетов, все зашифровано, засекречено. Но что интересно. Рядом живут саратовцы. Условия в двух областях практически одинаковы. Волгоградцам идет трансферт 370 миллионов рублей, а саратовцам – 640 миллионов. Комментарии, как говорится, излишни.
Пособие сегодня назначается семьям, в которых доход на одного члена семьи меньше прожиточного минимума. Нужно предоставить все справки. Их надо собрать. Бывает, приходит в собес женщина и плачет: “Да подавитесь вы этими деньгами. Замучилась со справками”. Вот так у нас получается: хотели как лучше…
Нет нормативных документов по установлению прожиточного минимума на федеральном уровне. До сих пор не ясно, какая же семья относится к категории малообеспеченных и кто в первую очередь должен пользоваться всеми видами материальной помощи в регионах Российской Федерации. Ни Дума, ни правительство, ни различные фракции пока не пришли к единому мнению. В некоторых регионах выделяют категории семей, которым обязательно выдается детское пособие без справок о доходах. Это матери-одиночки, семьи, где есть дети-инвалиды, и т.д. Конечно, в территориях лучше знают, кому надо выплачивать детские пособия.
На сегодняшний день в стране нет системы решения социальных проблем. Правительством утвержден план социально-экономического развития России. В нем определено, что главная цель – это повышение жизненного уровня населения. Но подкреплена ли эта цель финансами, заложены ли в бюджет деньги на повышение жизненного уровня населения? До сих пор проблема выплаты детских пособий не являлась приоритетной ни для федеральных властей, ни для региональных. Иначе бы не накопилось столько долгов. Есть ли выход? Хороший пример – Республика Хакасия. На 1 января 2000 года здесь задолженность по выплате детских пособий составляла 189 миллионов. В марте этого года в целях повышения жизненного уровня граждан республики было принято постановление о дополнительных мерах по ликвидации задолженности по заработной плате, детским пособиям и другим социальным выплатам. Создали комиссию под руководством первого заместителя председателя правительства республики. Заседали еженедельно. Отслеживали выплату пособий. Был поднят на ноги весь аппарат правительства. Провели большое количество взаимозачетов. Город-“донор” Саяногорск оказал безвозмездную помощь на 12,5 млн.рублей. Когда в республике исчерпали все возможности, приняли решение взять кредит – 80 млн. Результат – первое января здесь встретят без долгов по текущим выплатам.
Надо помогать тем, кто нормально работает, считает заместитель министра финансов Российской Федерации Евгений Бушмин. Если власти считают важным выплачивать детские пособия и им еще из центра помогают, то ситуация, конечно, стабилизируется. Но если помогать тем, кто вообще не платит, то через год ни одна территория не станет заботиться о выплате детских пособий. Потому Минфин будет помогать только тем регионам, в которых власти определенный процент своих доходов направляют на детские пособия.
Технология эта, кстати, уже отработана на зарплате. Министерство помогает только тем регионам, которые 40 процентов своих доходов направляют на зарплату. А если нет этих пресловутых 40 процентов, в Министерство финансов можно не обращаться. Проблема с детскими пособиями может решиться по такой же схеме. В перспективе с созданием Федерального фонда компенсаций, убежден Бушмин, ситуация выправится. Органы социального обеспечения будут знать, сколько денег к ним приходит из федерального бюджета, сколько они выплатили, сколько осталось на счетах. Не будут эти средства храниться в коммерческих банках, где они часто бесследно пропадали? Все социальные выплаты будут на счетах Казначейства либо в Центральном банке. И до каждого района Казначейство доведет эти счета. Прогнозы, конечно же, оптимистичны. Хочется в них верить. Сколько можно надеяться на терпение людей? Кстати, за время деятельности Государственной Думы второго созыва было рассмотрено более трех тысяч обращений граждан, затрагивающих вопросы своевременности выплаты детских пособий, их размера и особенно задолженности. С этого года таких заявлений насчитывается около полутысячи из сорока двух регионов России. Почти половина из них – от жительниц Алтайского и Приморского краев, Воронежской, Оренбургской, Пензенской, Псковской и Рязанской областей. В большинстве своем обращаются многодетные, одинокие матери, безработные родители. Суды завалены исками. В Ленинградской области 22 тысячи людей обратились в суд. Иск предъявлен на 25 млн.рублей. Одновременно ставится проблема низкого размера пособий. Они не покрывают даже минимальной затраты на воспитание ребенка. А ведь детские пособия в числе других задач должны стимулировать детскую рождаемость. Но, как справедливо заметил министр социального обеспечения Республики Карелия Николай Черненко, о пособиях нельзя сегодня говорить серьезно: “К примеру, ведро картошки в Карелии стоит 67 рублей. На пособие можно купить картошку, но ребенка не поднять. Детские пособия никогда не будут стимулировать рождаемость. А что сейчас? Повел внука в первый класс, отдал две с половиной тысячи. Хорошо, что я министр, могу выложить эту сумму на форму, портфельчик, книжки, тетради. А нормальная семья?”
Теперь вводится новый механизм выплаты детских пособий. Все понятно. Эта затяжная история с долгами по детским пособиям должна когда-то закончиться. Надежды на то, что губернаторы как-то сами справятся, а законодательная власть проконтролирует, не оправдались.
Надежда ТУМОВА

Статфакт

В России сегодня 42 миллиона семей. 24 миллиона имеют несовершеннолетних детей. 22 миллиона этих семей относятся к категории бедных.
К концу 1995 года задолженность по детским пособиям составляла более двух миллиардов рублей.
К концу 1996 года задолженность возросла до 6 миллиардов рублей, а к середине 1999 года – более 30 миллиардов рублей, что составило более половины всех ассигнований, выделяемых в федеральном бюджете на социальную политику.
В 2000 году из 89 субъектов РФ нет долгов только в 9 регионах. Устойчиво не имеют задолженности Москва, С.-Петербург, Самарская область и Таймырский автономный округ.
Рекордсменами по срокам задолженности (более четырех лет) являются Свердловская, Магаданская, Читинская области и Республика Северная Осетия.
Самый большой долг по объему (2 миллиарда 300 миллионов рублей) имеет Свердловская область.
За первые семь месяцев 2000 года в регионы перечислено из федерального бюджета в виде трансфертов на выплату пособий полтора миллиарда рублей.
(По данным Комитета Госдумы по делам женщин,
семьи и молодежи)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте