Один из главных вопросов, которым задавались на педагогическом форуме Российского профессорского собрания «Университет в эпоху педагогических новаций», прошедшем в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена, был сформулирован так: «Кто вы, современный профессор?». На такой одновременно простой и сложный вопрос организаторы дискуссионной площадки предложили отвечать в режиме открытого микрофона. Поэтому свою точку зрения мог высказать любой представитель профессорско-преподавательского состава любого вуза из любого региона России, тем более что участниками форума стали более 400 человек.
Тон дискуссии задал проректор по образовательной деятельности Чеченского государственного педагогического университета Сергей Гончаров. В частности, он сказал, что сегодня доминирующей темой для обсуждения становится погружение современного преподавателя в цифровое пространство и пандемия. Однако эти два фактора не взялись ниоткуда, лишь бы осложнить жизнь вузовской профессуре. Это драйверы, которые начали свое наступление, когда стало понятно, что мир стоит на пороге цивилизационного слома. Сегодня неопределенность мира очевидна, как никогда. Она влияет на ментальный мир. У современных студентов другая мотивация, другая ценность знаний.
Нынешний студент живет в мире информационных бомбежек и при взрыве информационных ресурсов – образовательных и научных. То, что раньше хранилось в библиотеках и являлось сокровенным знанием, сейчас плавает в просторах Интернета. Поэтому преподаватель вуза должен существовать в многомерном пространстве и озаботиться глубинным вопросом: что за человек приходит обучаться в вузе? Без понимания этого человека обучение бессмысленно.
С точки зрения Сергея Гончарова, сейчас также возрастают роль и значение педагогических университетов, потому что не определено положение гуманитарных наук, не ясно, чем они должны заниматься, какова их целевая задача. Какого человека мы хотим обучать? Как существовать в новом мире, который определяется нелинейными путями развития? Именно антропология высшего образования должна быть сегодня приоритетом.
По мнению проректора по воспитательной работе и молодежной политике Волгоградского государственного университета Николая Барытко, несмотря на конкурентный посыл Интернета, профессор остается прежде всего носителем сокровенного знания.
По словам руководителя Научно-исследовательской лаборатории педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании Института педагогики РГПУ имени А.И.Герцена Андрея Ахаяна, не нужно демонизировать новые цифровые технологии. Это всего лишь инструмент, технологическое совершенствование, и научиться пользоваться им несложно.
Отчасти с уважаемыми профессорами согласился секретарь Общественного совета Росмолодежи Антон Актуганов, но при этом заметил, что все-таки важно не только как учить, но и чему учить. Уже в недалеком будущем может получиться так, что весь знаниевый фундамент будет содержаться во вживленном чипе, поэтому необходимы развитие надпрофессиональных компетенций, приобретение метанавыков, упор на прикладной характер полученных знаний.
На взгляд уважаемой профессуры, зерно истины в вышесказанном есть, однако большая часть присутствующих на дискуссионной площадке высказались в ответ, что знание и информацию нужно разделять. Вживить можно хоть все тома Всемирной энциклопедии, однако знание отличается от информации именно обработанностью, когда информация пропущена через мысль.
Другой вопрос, что представителям ППС для понимания современного студента нужно проводить научные исследования, в том числе коллективные, делиться их результатами друг с другом. А это поле, по мнению аудитории, пока остается проблемным.
Маргарита ВИТАЛЬЕВА, Санкт-Петербург
Комментарии