Год за годом 19 мая мы традиционно отмечали День рождения пионерской организации, недавно отметили ее 80-летие. Имеет ли пионерское движение шансы выжить в перспективе демократических преобразований? На этот и другие вопросы отвечает председатель Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» доктор педагогических наук Елена ЧЕПУРНЫХ.
– Елена Евгеньевна, нынешнее 19 мая будет каким праздником?
– Как всегда, Днем рождения пионерской организации.
– А такая организация нам нужна, не стала ли она анахронизмом?
– Представьте себе, что нет. Нынче в регионах есть и пионерские дружины, и пионерские отряды. Если они нужны детям, то зачем отказываться от таких общественных организаций? Это не значит, что не нужны другие – скауты, экологи, поисковики и так далее. Разноплановость и разнонаправленность детских объединений свидетельствует о их неисчерпаемых воспитательных возможностях. Дети всегда стремились к объединению (это естественная потребность детства), так они реализуют важнейшие потребности самоопределения и самореализации, поэтому все детские общественные объединения нужно рассматривать как важную ступень демократии, на которой происходит освоение основ гражданственности, развиваются общественные качества личности.
– Былое идеологическое клише «Пионер – всем ребятам пример» живо и сегодня?
– Такой стереотип долго существовал в массовом общественном сознании, но детям и тогда, и теперь ближе образ юного гражданина, «пионера-первооткрывателя». Разница в подходах теперь позволяет не делить ребят на актив и пассив, как это было подчас в советское время, когда актив жил интересной жизнью, развивал свои способности, а пассив не находил применения своим интересам и талантам. Сегодня мы не делим ребят на активных и пассивных, мы говорим о том, что все они – будущие граждане страны, а потому должны участвовать в общественной деятельности, ориентированной на гражданское объединение взрослых и детей, детские общественные объединения должны стать для подростков школой гражданского становления в современных условиях, а для общества – возможностью влиять на молодых граждан.
– А что, на ваш взгляд, самое важное, что получают дети в общественных организациях?
– Я думаю, в наше нестабильное социально-экономическое время они помогают подростку учиться достижению своих высот в жизни, обучаться технологиям успешности, самостоятельности при выборе жизненного пути.
– Не секрет, что дети иногда становятся заложниками политических амбиций взрослых – сегодня каждая партия пытается создать свое детское движение, как вы к этому относитесь?
– Дети должны сначала вырасти, а потом делать свой политический выбор. Пока нужно заниматься их воспитанием на основе общечеловеческих ценностей, в духе уважения своего Отечества, старших, уважения государственных символов и ритуалов. Дети уходят подчас в какие-то политические и порой экстремистские объединения потому, что недостаточно используется педагогический и инновационный потенциал воспитательной работы детских общественных объединений, когда учитель прибегает к методам авторитарной («Я сказал, и так будет!») или либеральной («Делайте, как хотите!») педагогики. Взрослые всегда были примером для детей, такими примерами нынче становятся политические деятели. При этом очень часто не следуют примеру взрослого как представителя старшего поколения, носителя этнических идей, гуманистических ценностей (терпимости, достоинства, самоуважения и так далее).
– Раньше с детьми были вожатые, куда они исчезли нынче?
– Как показывает анализ документов учреждений образования, а пионерские организации всегда работали на базе школ, с течением времени появилась негативная тенденция искажения функциональных обязанностей педагогических работников особой категории – вожатых, педагогов-организаторов. К сожалению, сегодня с детьми все меньше и меньше взрослых, которые, как поется в известной песне, «рядом и чуть впереди». Министерство образования неоднократно высказывало мнение, что необходимо не только сохранять, но и совершенствовать кадровый корпус вожатых. В конце 90-х годов в рамках профессионального конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» учреждена номинация «старший вожатый». Но мы понимаем, что этого мало. Кстати, весьма актуальным было обращение бывшего министра образования, а ныне советника председателя Правительства РФ В.Филиппова о воссоздании в школах детских организаций. Речь идет не об унификации или же о приоритете пионерской, скаутской или иной организации, а о реализации вариативно-программного подхода, используя который, педагоги могут поддерживать общественно значимый спектр интересов учащихся. При этом каждое учреждение образования сможет выбрать обоснованно и самостоятельно, с учетом регионального компонента наиболее приемлемую для себя модель обеспечения потребности детей и подростков в общественном признании.
Комментарии