search
main
0

Кто нас выводит в мастера…

И один в поле не воин, а в деле обучения особенно

Наталью ЛАСУЮ, инженера-преподавателя спецдисциплин высшей категории Брянского строительно-технологического техникума имени Л.Я.Кучеева, почетного работника начального профессионального образования, можно смело назвать Педагогом с большой буквы, человеком высокой педагогической культуры. Наталья Николаевна отдает всю свою душу делу обучения и воспитания студентов, будущих строителей. Сколько выпусков было за годы работы, сказать затрудняется, но все ее бывшие студенты сейчас на правильном жизненном пути. Одни успешно работают на стройке, другие открыли собственный бизнес, который идет в гору.

Родом педагог из узбекской Ферганы. Школу окончила с золотой медалью, на олимпиадах по математике была восьмой по результатам среди участников со всего Советского Союза. Любила этот предмет, думала, что станет учителем. Но, когда с гордостью сообщила об этом своему учителю математики Ольге Паньшиной, та сказала: «Не смей и думать об этом. Будешь сначала учиться, а затем и работать в женском коллективе, у тебя не будет ни семьи, ни детей, а если и появятся, то времени на них хватать не будет. Твоими детьми станут ученики, с которыми тебе после уроков придется постоянно оставаться играть в шахматы, разгадывать ребусы или готовить школьные вечера. Иди в технический вуз…»

В итоге Наташа поступила на инженерно-педагогический факультет Белорусского политехнического института в Минске (сейчас это Белорусский национальный технический университет) и получила там профессию инженера – преподавателя строительных дисциплин. Она единственный такой специалист в Брянской области.

Две сестры Натальи Николаевны тоже педагоги. Старшая, что жила в Сибири, работала преподавателем в техникуме. У Натальи в Белоруссии никого из близких не было, и ей очень хотелось переехать к своим. Когда подошло распределение, она попросила сестру узнать, нельзя ли после окончания института найти работу в Красноярске. Вскоре на ее имя пришел вызов из строительного техникума, чтобы Наталью направили туда работать. Но тогда было жесткое распределение, и в основном по Белоруссии. В комиссии на ходатайство о том, чтобы выпускницу распределили в Красноярск, сначала ответили отказом.
Наталья очень расстроилась, и, видимо, ее удрученный вид произвел впечатление на председателя Госкомитета по проф­техобразованию. Он пригласил ее на работу в Госкомитет и впоследствии уговаривал Наталью Николаевну остаться у него специалистом. Но она по-прежнему стремилась к сестре. И тогда ее перенаправили туда, куда она и хотела, – в Красноярский строительный техникум.

Годы, проведенные в Сибири, Наталья Ласая считает самыми лучшими и яркими в своей жизни. Не успела Наталья Николаевна поработать в техникуме, как по запросу Главкрасноярскстроя ее направили преподавателем в его учебный центр подготовки и повышения квалификации строительных кадров. В те годы Наталья была хрупкой и худенькой девушкой. Увидев ее, директор спросил, не пугает ли ее общение с рабочим классом, на что услышал твердое «нет». Первыми учениками были люди, старше ее в полтора-два раза, свои уроки она давала на курсах бригадиров. Повышение квалификации в учебном центре проходили мастера, которые отработали по 15‑20 лет и которые, как говорит Наталья Ласая, знали о стройке в 50 раз больше нее. Но к юной преподавательнице они отнеслись с пониманием и удивительным тактом.

– В первый год своей работы я научилась уважать своих учеников, потому что сразу поняла: они по опыту несравненно выше меня, – рассказывает Наталья Николаевна. – В ходе обучения они задавали вопросы, поскольку на деле у них на стройке все происходило несколько иначе. Я старалась объяснить, где у них нарушения, где незначительные отступления от правил, а где серьезные, как это может отразиться в дальнейшем на эксплуатационных параметрах объекта. Эти опытные специалисты настолько были тактичны, что я благодарна им до сих пор, помню это и говорю им спасибо за ту школу, которую я прошла. За девять лет, что отработала в Красноярске, досконально изучила технологию каменной кладки, монтаж конструкций, отделочные, штукатурные, малярные, облицовочные работы. Я обязана была это сделать, чтобы не выглядеть глупо перед своими учениками, которые знают все тонкости своего дела. Они рассказывали, что происходит у них на практике, я ехала на стройку, с мастером и прорабом детально выясняла все обстоятельства, все тонкости, чтобы донести их до сведения моих учеников.

В учебном центре Наталья Николаевна проработала с 1982 по 1991 год. В свои 29 лет она стала заместителем директора Центра по учебно-производственной работе. Там она была единственным специалистом с соответствующим образованием: инженер – преподаватель строительных дисциплин. В Красноярске Наталья Ласая вышла замуж, родила дочь Машу. С мужем Александром Пантелеевичем, инженером-строителем, познакомилась на соревнованиях – на турнире командиров производств. Он был председателем туристического клуба, им же созданного, и, увидев на спортплощадке молодого «командира производства», пригласил ее в этот клуб. Туризм был и ранее знаком Наталье. Еще в детстве в Фергане она занималась горным туризмом, а потому приглашению обрадовалась, стала заниматься в турклубе водным туризмом, ходила в походы, смело плавала на байдарках, преодолевая препятствия, в команде друзей.

По словам Натальи Николаевны, в Сибири молодежь уделяет много времени активному досугу. Там красивые места: тайга, горы Саяны, река, которую люди называют «Енисей-батюшка». Все было бы хорошо, но сибирский климат не подходил их маленькой дочери, Маша стала сильно болеть, и врачи посоветовали родителям поискать для ребенка более подходящий регион. А поскольку Александр Пантелеевич уроженец Брянской области, он и привез семью на родину, к своей маме. За две недели у ребенка наступили значительные улучшения без всяких лекарств. Это кардинально решило вопрос о переезде, что в итоге и было сделано. Когда семья переехала, ее глава был назначен начальником МПМК-5 треста «Брянсксельстрой», стал строить дома для чернобыльских переселенцев, а Наталья Николаевна устроилась в Витемлянскую среднюю школу Погарского района учителем математики и за годы работы выпустила двух медалистов. Вскоре ее назначили заместителем директора по воспитательной работе. Когда же завершилось строительство, которым занимался по работе Александр Пантелеевич, семья переехала в Брянск, Наталья Николаевна устроилась в училище №19 преподавателем спецдисциплин.

В Брянске она работает с 2001 года, то есть около 20 лет. Уже через три года после переезда ее назначили заместителем директора по учебно-производственной работе, но в 2008 году внезапно обнаруженное заболевание внесло изменения в налаженную жизнь. Потребовалась тяжелая операция в Москве, после которой пришлось еще год восстанавливаться. Из-за этого она получила ограничения в возможностях здоровья, восьмичасовой рабочий день был ей противопоказан. Наталья Николаевна не могла оставаться заместителем директора и перешла на должность преподавателя. Но особого дискомфорта от этого до сих пор не ощущает. В техникуме имени Л.Я.Кучеева она оказалась после соединения 18‑го и 19‑го профучилищ. Потом реорганизовали все учреждения начального профессионального образования, переведя их в ведомство учреждений среднего профобразования.

В былые годы Наталья Ласая преподавала технологию отделочных работ, обучала будущих штукатуров-маляров, отделочников, монтажников железобетонных и стальных конструкций. Сейчас ее студенты – каменщики. Чтобы ребятам было легче осваивать предмет, Наталья Николаевна придумала деревянные мини-модели кирпичей, которые изготовили в ООО «Лесстройкомплект-М», одной из структур УСФ «Надежда». Теперь учащиеся на уроках технологии каменной кладки «выкладывают» все необходимые конструкции – от простых до сложных. Сложить «простенок», кажется, очень просто, а существуют три системы перевязки швов, которые должны знать все студенты. Если человек знает и умеет показать их на модельках, то всегда сможет сложить необходимую конструкцию из кирпичей и в мастерской, не заглядывая в учебник. Но за 6 часов обычно удается сложить в мастерской только одну конструкцию и только по одной системе перевязки. А с помощью тех же деревянных моделек за 45 минут преподаватель может продемонстрировать все процессы по 5‑6 раз, чтобы все их запомнили и повторили без подсказок на натуральном материале в мастерской.

В техникуме каменщики на втором курсе получают и вторую профессию – сварщика.

Наталья Николаевна помнит каждого своего ученика. Один из них просто уникальный. Григорий Серпик, родом из Погарского района, поступил после 9‑го класса в группу, где обучались дети, которые по каким-то причинам не получили основного образования, занимаясь в коррекционных классах школ. Он попал в группу из 25 человек, большинство из которых из-за девиантного поведения уже состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, имели судимости. И вдруг среди них оказался парень с хорошей головой и знаниями. Педагоги стали выяснять, как это могло случиться. Оказалось, когда он пришел подавать документы на зачисление, группы были уже сформированы, заполнены, оставались вакансии только в группе коррекционщиков. Григорий очень хотел стать каменщиком. Преподаватели решили ему помочь, выступили с ходатайством перед администрацией училища о переводе в группу с получением среднего образования, в итоге парня перевели 26‑м в группу трехгодичников. Наталья Николаевна отмечала и то, что, когда он работал в мастерской, складывалось впечатление, что его уже кто-то обучил каменной кладке, хотя он никогда не имел дело с кирпичом. И в этом была уникальность Григория.

– Впервые в жизни я встретила талантливого каменщика такого возраста, – констатирует Наталья Ласая. – После прохождения Григорием преддипломной практики с предприятия, где она состоялась, пришел главный инженер, нашел меня и сказал: «Дайте этому мальчику пятый разряд, он кладет кирпичи лучше всех нас, опытных специалистов, рабочих, и, пожалуйста, направьте его к нам после окончания училища».

Сейчас все гораздо проще, выпускнику могут и пятый разряд присвоить, если он этого заслуживает. Профессиональный образовательный стандарт предусматривает такую возможность.

Студенты техникума – постоянные участники и победители конкурсов профмастерства. Впервые в этом году Юрий Селиверстов победил в региональном чемпионате «Абилимпикс», а в национальном чемпионате занял восьмое место. Показал прекрасный результат, набрав около 80 баллов из ста возможных. Одержали победу в своих номинациях и другие ребята. И так происходит из года в год. В этом, как считает Наталья Николаевна, заслуга сплоченного и дружного, а главное – высокопрофессионального коллектива: преподавателей, мастеров производственного обучения и администрации техникума.

Выпускники техникума любят своего педагога, они приходят поздравить ее с Днем учителя и другими праздниками. На вопрос, каких учеников она считает успешными, Наталья Николаевна ответила:
– Успешен тот ученик, который после окончания нашего техникума точно знает, как он будет зарабатывать себе на жизнь. Кто-то решил, что сварка – это его призвание, и мы рады, что помогли ему разобраться в выборе. Кто-то стал хорошим каменщиком, строит для людей красивое и добротное жилье, а кто-то решил, что пойдет учиться дальше, чтобы стать мастером участка, прорабом, инженером-конструктором или планирует организовать свое собственное дело…

И многие из них, заслышав песню, посвященную тем, «кто нас выводит в мастера», с благодарностью вспоминают своего замечательного педагога, наставника Наталью Ласую.

Ольга ПРИВАЛЕНКО, Брянская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте