В детстве будущий учитель и директор очень много времени проводил на природе. Детство у него было деревенское – с холодной зимой и жарким летом, осенней слякотью и весенним пробуждением, с речкой и тайгой, с рыбалкой и охотой. Он увлекался всем подряд: лапта, футбол, хоккей, лыжи, плавание, лошади, собаки, волчата, лисята…
Сейчас ему пятьдесят девять, он многодетный отец и дед, а в душе по-прежнему озорной шестнадцатилетний мальчишка, ищущий приключений и стремящийся к справедливости. В детстве у него была мечта стать космонавтом, но в одном из хоккейных матчей шайбой ему разбили нос, после чего врачи запретили даже думать об авиации. Когда призвали на срочную службу, молодой человек попросился на атомную подводную лодку, однако не выдержал испытание барокамерой. Но что-то великое (а как же иначе!) он хотел сделать в своей жизни обязательно. И Климовских решил стать ученым-ядерщиком. Поступил в институт, окончил его, а тут перестройка, Чернобыль, как-то сразу не до науки стало. Зато встретил свою будущую жену, полюбил ее крепко и навсегда. «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын». Так трое и родились. Семью надо кормить, детей – учить, и глава семьи однажды устроился учителем физики в сельскую школу. Денег не хватало, зато отпуск длинный! Чем только он ни зарабатывал, даже мясом торговал на рынке. Все получилось. Дом построили, сыновей выучили. Получая столь драгоценный опыт строительства собственной семьи, Игорь Александрович одновременно рос в профессии.
Почти семнадцать лет Игорь Александрович Климовских руководит школой №76 Екатеринбурга. Он победитель губернаторского конкурса «Лидер в образовании» и финалист Всероссийского конкурса «Директор года России». Каждый день Игорь Александрович проезжает 30 километров до родной школы.
Он, проработавший тринадцать лет сельским учителем физики и информатики, конечно же, видел заботы директора сельской школы. Кроме обычной школьной программы в их учебном учреждении готовили водителей категории С, машинистов-трактористов, автослесарей, агрохимиков. А еще была своя полеводческая бригада с полным набором техники, школьники сами выращивали и продавали картофель, овощи, кроликов. При этом успевали побеждать на региональных олимпиадах по физике, информатике. Имея опыт работы в сельской школе, в 2006‑м Игорь Александрович согласился стать директором учебного заведения в крупнейшем городе – Екатеринбурге.
Школа только что пережила капитальный ремонт. И первое, с чем пришлось столкнуться ее новому руководителю в холодном ноябре 2006 года, – это перемерзшие унитазы. А еще были проблемы с вентиляцией, крышей, столовой, территорией… Много такого «добра» достались ему в наследство. Зато теперь 76‑я школа с углубленным изучением отдельных предметов пользуется успехом. Ведь в школе математику, информатику, английский язык, физику, литературу в профильных классах преподают высококлассные учителя по особой программе. Больше часов на изучение предметов – прочнее, глубже и шире познание.
Ученики, конечно же, очень разные. Среди них есть чемпионы мира и по автогонкам, и по парашютному спорту, чемпионы России по фигурному катанию и победители регионального тура предметных олимпиад. Рядом с теми, кто так или иначе уже проявил себя, учатся и так называемые трудные, девиантные дети с тяжелой судьбой – сироты, опекаемые, без родителей при живых родителях. Около половины – это дети из неполных семей.
Спрашиваю директора о трудных родителях. Насколько непросто общаться с ними изо дня в день? Климовских задумывается и отвечает честно и на этот вопрос. По его мнению, трудных родителей, как и трудных детей, необходимо просто понять и простить. Да, это именно о том, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Только осознав это, можно кого-то воспитывать, помогать исправлять ошибки молодости. Какая нужна при этом педагогическая методика? Самая главная! Это человеческое отношение, сочувствие, когда, по словам Климовских, «процесс воспитания родителей идет медленно, вязко, но настойчиво, кнутом и пряником, не отвлекаясь по мелочам».
Тяжело ли это? Да! Получается? Не всегда, но иного пути нет. К великому сожалению, трудным детям никто не сказал ни разу: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» А в том, что это необходимо было сделать, директор уверен не на сто, а на пятьсот процентов.
А еще для него совершенно очевидно: детям можно и нужно делать подарки. Подарить высокое небо (прыгнуть вместе с парашютом), чистый воздух (отвести в горы), бурную воду (сплавиться вместе по горной реке), а еще щедро одарить отеческой и материнской любовью!
В школе спокойный и доверительный разговор учеников с директором без предварительной договоренности – это норма. Климовских уверен, что именно в коридоре, на уроке, в столовой, на субботнике, словом, везде можно и нужно говорить с детьми на интересующие их темы. Честно, открыто, а порой даже жестко. И еще такой факт. Всем предполагаемым курильщикам и «парильщикам» руководитель предлагает пари. Пообещав покупать любые сигареты, разрешает прикуривать их прямо в кабинете директора любому, кто пробежит быстрее него 10 километров, проедет быстрее на велосипеде 30, проплывет быстрее 2 километра. И все это надо сделать летом в один день! А зимой другие условия: пробежать на лыжах быстрее директора 25 километров, на коньках – 10, проплыть в бассейне 2 километра. Тоже все в один день, причем в течение четырех часов. Но желающих на такое соревнование с директором пока не находится.
Конечно же, и ему очень часто бывает тяжело, ведь на его плечах ответственность за школьников, а их около тысячи, да еще и педагогический коллектив в 67 человек. Невольно возникает вопрос: как и когда он успевает отдыхать, восстанавливаться после напряженной рабочей недели? Климовских признается, что спасают встречи с природой и активный образ жизни. Зимой – лыжи, летом – рыбалка, осенью – охота. Семья Игоря Александровича покорила Эльбрус, Белуху, Большой Толбачик, Ключевскую сопку, Конжаковский Камень, Байкал, пещеры, реки… И даже японскую Фудзияму!
Любопытный факт: вместе с учителями и родителями директор Климовских создал единственную в мире информационную систему управления школой, которая состоит из объединенных на основе единой базы данных отдельных модулей. Это система контроля доступа, электронный журнал (дневник, почта, чат, форум), система дистанционного образования и тестирования, электронный каталог библиотеки, системы учета питания в столовой и видеонаблюдения, а также многоуровневая система оценки качества образования. Интересно, что это ноу-хау обладает возможностями слабого искусственного интеллекта и работает в режиме эксперта-советника, автоматически генерируя более ста различных отчетов и рекомендаций – от оценочной деятельности до антитеррористической защищенности.
Каким должен быть современный директор? У Игоря Александровича есть четкий ответ на этот вопрос. Директор – это Учитель с большой буквы, наставник, организатор и транслятор всего передового. А директор-менеджер – это преступление против человечности. Желательно, по мнению Климовских, чтобы директор обязательно работал со старшими классами, тогда «дурь каждого видна будет». Директор просто обязан быть образцовым учителем, тогда он имеет право учить других педагогов. Никакие курсы не дают такого образовательного эффекта, как взаимообучение. Молодых, впрочем, и не только молодых педагогов необходимо наставлять на путь истинный, говорить с ними о разумном, добром, вечном.
У учителей в большинстве своем в силу запредельной нагрузки нет времени постоянно отслеживать новости и изменения в правовом поле или информационном окружении. Поэтому Игорю Климовских приходится держать руку на пульсе современности, чтобы вести за собой коллег.
Вообще задатки руководителя проявились в маленьком Игоре рано. Так повелось, что уже с детства он был заводилой. Семья шесть раз меняла место жительства, в итоге обосновалась в пригороде Свердловска, в деревне Исток, где юноша после восьми классов поступил в Свердловский радиотехнический колледж имени А.С.Попова, окончив его с красным дипломом. А старостой группы он был выбран еще на первом курсе в колхозе, на уборке картошки, когда в коллективе, который и днем и ночью был вместе, у каждого студента проявлялся свой характер. Затем была срочная служба на Краснознаменном Тихоокеанском флоте, где Климовских получил высшее для срочника звание «главный корабельный старшина». По окончании службы – обучение в МИФИ и снова получение красного диплома. А после двух лет работы в Институте электрофизики, когда за плечами были патент на изобретение и несколько научно-педагогических статей, пошел работать в ту же школу, где и сам учился когда-то, учителем физики. (В семье к тому времени подрастали сыновья Иван, Илья и Никита.) Учителя физики, умеющего увлечь школьников своим предметом, здесь заметили и вскоре пригласили на должность директора в уже упомянутую 76‑ю школу.
Примечательно, что за все хорошее, что с ним случилось в жизни, директор благодарен своим наставникам. Прежде всего, конечно, родителям. Спасибо также учителю географии, а затем директору школы №97 Олегу Баянову, который водил мальчишек в турпоходы. Особая благодарность капитан-лейтенанту Константину Егорову («бате»), что научил командовать матросами и бороться за живучесть корабля. Еще повлияли на становление характера Климовских и его отношение к науке и жизни нобелевский лауреат, академик Николай Басов, академик Татевоз Агаханян, двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Старшинов, тренер сборной института по хоккею. А маяками для директора всегда были и будут Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Дмитрий Лихачев. Они, по словам Игоря Александровича, образцы твердости и непоколебимости.
А какими выросли его собственные дети? Иван – финансовый аналитик в ведущей ритейл-группе РФ, живет и работает в Москве, женат, имеет сына. Илья – кандидат физико-математических наук, заведует лабораторией квантовой спектроскопии МФТИ в Долгопрудном, по совместительству старший научный сотрудник СПбГУ, участник международного проекта в Испании, специалист по квантовым компьютерам. Никита – призер Кубка России по триатлону, учитель информатики в школе, где работает его отец. Здесь же трудится и жена нашего героя Галина Геннадьевна.
Завершая общение с Игорем Александровичем, я задала ему главный вопрос:
– В чем же ценность профессии учителя?
– Для каждого человека в первую очередь важно, кто у него врач, учитель и священник, – ответил директор. – Все остальное – это разговоры о политике. Часто вспоминаю слова Черчилля: «Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».
Директор 76‑й школы Екатеринбурга не любит слово «педагог». «Учитель» – это слово точнее говорит о вечном! О вечном в том смысле, что если у вас не получается сделать что-то великое, то это обязательно сделают ваши ученики.
Вера ЕВСТИГНЕЕВА, Свердловская область
Комментарии