search
Топ 10

Крылья флота

17 июля 1916 г. четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота провели воздушный бой над морем с немецкими самолетами. Он закончился полной победой российских морских летчиков. Два кайзеровских самолета были сбиты. Наши авиаторы вернулись без потерь. Эту дату – первой победы морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем – принято считать днем рождения морской авиации России. В соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ от 15 июля 1996 г. № 253 эта дата отмечается как День авиации Военно-Морского Флота. О ней рассказывает начальник ВВС и ПВО ВМФ России генерал-лейтенант Юрий АНТИПОВ. Наш собеседник родился 5 декабря 1952 г. в Самаре. Окончил Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина и Военную академию Генерального штаба. Служил на командных должностях в авиации Войск ПВО, затем – в ВВС. В 1992 – 1996 гг. – заместитель командующего по боевой подготовке ВВС Балтийского флота. В 1998 г. назначен начальником боевой подготовки авиации ВМФ, в 2000 г. – первым заместителем командующего – начальником штаба, а в 2001 г. – командующим ВВС Тихоокеанского флота. С апреля 2003 г. – начальник ВВС и ПВО Военно-Морского Флота.

– Товарищ генерал-лейтенант, расскажите, пожалуйста, о главных задачах морской авиации России.

– Военно-воздушные силы и противовоздушная оборона Военно-Морского Флота (ВВС и ПВО ВМФ) – один из основных родов сил ВМФ, предназначенных для боевых действий в составе группировок сил флотов в океанских, дальних и ближних морских зонах.

ВВС и ПВО ВМФ ведут воздушную разведку, противолодочную оборону, способны перехватывать и уничтожать воздушные цели, наносить бомбоштурмовые, ракетные, торпедные удары по наземным и морским целям. Организационно они состоят из ВВС и ПВО (ВВС) флотов – оперативных объединений, а также частей и учреждений центрального подчинения.

Основные задачи соединений и частей ВВС и ПВО ВМФ в мирное время, решаемые самостоятельно и во взаимодействии с другими силами флота, – охрана и защита государственной границы России в подводной среде и воздушном пространстве (а также контроль его использования на отдельных направлениях); разведка и слежение за надводными кораблями, подводными лодками потенциального противника; обеспечение безопасности российского морского судоходства и других видов морской экономической деятельности; поиск и спасение экипажей кораблей и летательных аппаратов, терпящих бедствие.

Анализ состояния и тенденций развития военно-политической обстановки в мире показывает, что сохраняются угрозы России с океанских и морских направлений, есть и угроза международного терроризма. В обеспечении политических, экономических и военных интересов России большая роль принадлежит ВМФ, в том числе ВВС и ПВО флота.

В период сокращения и реформирования Вооруженных Сил России состав ВВС и ПВО ВМФ оптимизировался в соответствии с современными требованиями и сложившимися условиями. Структура органов военного управления и воинских частей приведена в соответствие с боевым составом и решаемыми задачами. В ВВС и ПВО ВМФ вошли соединения и части ПВО флота.

– Из каких боевых единиц состоит парк флотской авиации? Планируется ли обновление?

– На вооружении ВВС и ПВО ВМФ состоят различные типы самолетов и вертолетов. Это Ту-22, Ту-95, Ту-142, Ил-38, Бе-12, Су-24, Су-27, МиГ-31, Ка-27, Ми-8 и другие. Их количество позволяет решать поставленные задачи. Как правило, все они достаточно долго находятся в эксплуатации, подтверждая свою востребованность.

В планах развития ВВС и ПВО ВМФ – модернизация самолетного и вертолетного парка; продление ресурса авиационной техники и ее комплектующих; оснащение новыми комплексами, способными решать боевые задачи в удаленных районах Мирового океана в условиях силового и радиоэлектронного противодействия с применением высокоточного и помехозащищенного оружия; разработка новых средств поражения, поиска подводных лодок.

Важнейшее направление деятельности командования – дальнейшее развитие корабельной авиации. Предусмотрено довооружение авианесущих кораблей новыми многоцелевыми вертолетами, придание корабельному истребителю функций многоцелевого палубного самолета, в котором так нуждается морская авиация.

– Кто они – морские авиаторы? На кого стоит равняться? Как пропагандируется опыт передовиков?

– По итогам каждого года определяется лучший летчик ВВС и ПВО ВМФ. Он награждается медалью Б.Ф. Сафонова и денежной премией, учрежденной совместно командованием ВВС и ПВО ВМФ и Международной организацией бывших военнослужащих «Марс – Меркурий». В 2003 г. лучшим стал подполковник

А. Чурсин с Черноморского флота, в 2004 г. – майор М. Семенов с Северного флота, а в прошлом году – тихоокеанец подполковник М. Брель.

– По каким критериям определяется качество боевой подготовки морских авиаторов? С какими результатами летной работы они встречают свой профессиональный праздник?

– Основной критерий – количество полетов. Прошедшие годы были трудными для Вооруженных Сил России, в том числе для ВВС и ПВО ВМФ, в основном из-за недостаточного материально-технического обеспечения. В этих условиях изыскивали возможности подготовки сил, и в первую очередь летного состава, с наименьшими затратами.

В результате активных усилий флотского комсостава всех уровней сохранены все рода морской авиации, обеспечена боеспособность и боеготовность частей. ВВС и ПВО ВМФ способны решить задачи с составом боеготовных сил и в короткие сроки подготовить резерв летных экипажей.

В последние годы улучшается обеспечение боеготовности и боевой подготовки соединений и частей ВВС и ПВО ВМФ, растет количество боеготовных экипажей и натренированность личного состава. Налет за 2005 г. на боеготовные экипажи превышает прошлогодний на 8 – 16 процентов. По сравнению с прошлым годом есть тенденция уменьшения общего количества авиационных инцидентов.

В 2005 г. неоднократно проводились летно-тактические учения. В походах летчики корабельного полка Северного флота выполняли полеты с палубы тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Продолжается совершенствование выучки летного состава.

В числе главных задач войск и сил ВВС и ПВО ВМФ – обеспечение надежной охраны государственной границы России в воздушном пространстве Калининградского и Камчатско-Чукотского районов ПВО, противовоздушная оборона объектов, группировок войск в границах ответственности. Эти задачи решали при непрерывном несении боевого дежурства, к которому привлекались все силы и средства ПВО.

В сентябре 2005 г., после многолетнего перерыва, проведено первенство Военно-Морского Флота по классическому парашютному спорту.

– Как авиаторы готовятся к полетам с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»?

– Подготовка корабельных летчиков ведется по особой методике полетов над водной поверхностью, на предельных режимах полета, в усложненной и специфической обстановке палубного базирования. Ей предшествует жесткий отбор летчиков и инженеров и техников, способных выполнять боевые задачи в экстремальных условиях при длительном отрыве от базовых аэродромов.

Основа подготовки – теоретический курс, практические полеты на аэрофинишер-имитатор палубы корабля и непосредственно полеты на авианосец.

– Как стать морским авиатором? В каких вузах их готовят? Как вы охарактеризуете качество этой подготовки? Не испытываете ли недостатка в кадрах?

– Летчиков морской авиации обучают в военно-учебных заведениях Военно-воздушных сил по общей программе подготовки авиационных специалистов с дальнейшей специализацией в строевых частях.

В последние годы улучшилось качество подготовки выпускников вузов за счет увеличения времени налета курсантов и улучшения учебно-материальной базы. Мы всегда испытываем потребность в достойных специалистах – командирах, преподавателях, инструкторах.

– Участвуют ли морские авиаторы в совместных учениях с иностранными коллегами?

– Боевая служба морских авиаторов тесно связана с учебой авиации иностранных государств. Это проявляется в совместных учениях по противодействию международному терроризму, поиску и спасанию терпящих бедствие экипажей воздушных и морских судов. Наши летчики выполняют посадки на палубы иностранных кораблей в ходе совместных учений с целью обмена опытом и повышения летной квалификации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту