Сегодня знания обновляются очень быстро. Так же быстро совершаются и внедряются научные открытия. Знать все невозможно, да и не требуется, любую информацию сегодня очень легко найти в Сети. Важнее умение думать и понимать, что именно нужно искать. И лето – прекрасная пора не только для отдыха, но и для того, чтобы эти умения усовершенствовать.
В этом Алексей Резник, заместитель директора по образованию Всероссийского детского центра «Смена», убежден твердо, так же как и в том, что метапредметность – компетенция успеха:
– Периодически педагоги вынуждены отвечать на вопрос учеников: «Зачем мне литература, если я хочу быть математиком?». Метапредметный подход как раз был разработан для того, чтобы решить эту проблему, сформировать целостное восприятие мира, мотивировать к обучению вообще. Работодатель ждет от сотрудника владения как минимум четырьмя ключевыми навыками. Система 4К включает в себя критическое мышление, креативность, коммуникацию и координацию. Это гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции – soft skills. Они должны дополнять hard skills – жесткие профессиональные навыки. Рынок труда требует уметь быстро ориентироваться в потоке информации и адаптироваться к бесконечно меняющейся среде. И тут на первый план выходит способность эффективно самообразовываться. А этому зачастую не учат ни в школе, ни в вузе. Осваивать дисциплины и сдавать экзамены – да. Уметь учиться – не всегда. Эту задачу как раз и должен решать метапредметный подход.
Зачастую подобные знания находятся за пределами и школьной программы, и школы вообще – в плоскости реальной жизни. Поэтому к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, которые формируются в образовательных организациях, но используются и в простых бытовых ситуациях. Ученик должен уметь принимать решения, самостоятельно находить информацию и представлять ее с помощью современных технологий, организовывать свою жизнь и досуг, оценивать окружающую действительность, себя, свои поступки и поступки окружающих с точки зрения социальных норм, эффективно встраиваться в коллектив и работать в команде. Он должен уметь дискутировать, презентовать себя и писать официальные бумаги.
1 сентября 2022 года в силу вступят обновленные стандарты (они коснутся детей, принимаемых в первые и пятые классы). Это будет уже третье поколение ФГОС. Теперь он еще более конкретизирован – все требования раскрыты и четко сформулированы. В первую очередь новый стандарт фокусируется на практических навыках детей: ученики должны понимать, как связаны между собой предметы, чем они полезны в реальной жизни. Еще введено понятие «функциональная грамотность» – это способность решать учебные и жизненные задачи на основе предметных и метапредметных способов деятельности. То есть дети должны понимать, как изучаемые в школе предметы могут пригодиться, например, в будущей профессии. Для эффективного внедрения этого направления в школьную программу подготовлена специальная методичка (https://docs.cntd.ru/document/554691568).
Быстрее всего адаптироваться к получению метапредметных результатов удалось системе дополнительного образования. Образовательные практики проще перестроить в рамках кружка или тематической смены в лагере: можно пробовать разные подходы, протестировать их и отказаться от того, что не работает. Современный ребенок согласится тратить каникулярное время на учебу, только если она будет интересна и полезна лично для него. Поэтому тематические смены в детских центрах выстраивают, ориентируясь и на образовательные стандарты, и на самого ребенка.
– В ВДЦ «Смена» метапредметные компетенции называют компетенциями успеха, – отмечает Алексей Резник. – С этим работают на авторских программах #МастерскаяЛидеров и «ТехноЛидер», в игровой форме учат ребят понимать и формулировать, что для них важно, чего они хотят от жизни и как этого достичь. Когда результат находится и в далеком, и в обозримом будущем, и здесь и сейчас одновременно, намного легче настроить ребенка на работу над собой. Хорошо работают модульные образовательные программы. Они позволяют простые и понятные модули, нацеленные на конкретный и достижимый результат, собирать в подвижные и большие конструкции. Если педагог видит, что ребенку неинтересно то, чем он занимается сейчас, то всегда есть возможность перевести его в другой модуль.
Высокие результаты показывает проектная работа с привлечением экспертов, представителей производства – живых людей, которые могут интересно рассказать о своей работе и заразить своей профессией. К тому же это позволяет практиковать опережающее обучение.
– Мы приглашаем мастера по сварке, – рассказывает Алексей Резник, – и он на примере учебного сварочного аппарата рассказывает о сварке так, что ребята как будто проходят интересный квест. И ребенок, ничего еще не понимая в сварке, не зная, зачем она ему нужна, узнает о физических процессах, которые он потом будет изучать в школе. Или, например, у нас есть химическая лаборатория. Там ребята исследуют химические производственные процессы, делают конкретные продукты – капсулы, скрабы, кремы. И их мнение по поводу химии меняется, они начинают ее лучше понимать и любить.
Метапредметность способна помочь сформировать целостную систему знаний о мире, создать некую универсальную модель мышления. Ведь даже география, если рассматривать ее метапредметно, – это не только контурные карты и бесконечные параграфы о добыче полезных ископаемых в разных странах. Это и эволюция планеты, и проблемы экологии, и взаимное влияние человека и природы, и натурфилософия. А также отношение человека к путешествиям, активному отдыху как элементу ЗОЖ и многое другое.
Таким образом, одним из главных результатов образования становится умение мыслить – осуществлять анализ, синтез, систематизацию, делать обобщения, давать оценку, выстраивать аргументацию, комбинировать старые и новые навыки. Это и есть те умения, которые позволяют человеку знающему стать человеком думающим!
Лора ЗУЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), c. Сукко, Анапский район, Краснодарский край
Комментарии