search
main
0

Крокодил нашей памяти Как правильно эксплуатировать свой мозг

Сим приглашаем познакомиться с заметками о том, как грамотно использовать память – на работе, учебе, отдыхе…

Что же такое память? Знатоки подметили, что практично представлять и говорить о памяти не как о чем-то неделимом и однообразном, а как о некоем ансамбле (инструментов или, скажем, существ – помощников Ивана-царевича и т.п.), соотношение силы и состава которого у каждого человека свое. Так, у одних людей великолепная музыкальная память, но им трудно запоминать числа, у других – все наоборот, а третьи успешно забывают и то, и другое, а запоминают нечто третье, к примеру, картинки, движения, запахи…
Очевидно, такие различия связаны с разницей природных дарований и личного опыта каждого человека. Поэтому важно определить сильные и слабые стороны своей памяти, учитывая и то, и другое. При этом запоминание становится не только более быстрым, надежным и легким, но все более превращается в некую захватывающую и увлекательную игру, активизирующую восприятие и мышление в целом.
Начнем с того факта, что в запоминании принимают участие возникшие на самых разных этапах эволюции структуры мозга. Естественно, что, чем моложе структура, тем она:
а) более “умная”, т.е. более разнообразная в своих возможностях выявления имеющихся между воспринимаемыми образами связей, уяснения их смысла и значения;
б) менее мощная, менее выносливая, чем более древние и более закаленные испытаниями временем структуры.
Третичная кора нашего мозга – самая молодая и гибкая участница запоминания – может понять и “разобраться” буквально во всем, но очень уж быстро “выдыхается”. А более древние участники запоминания, условно их называю “крокодилом”, чрезвычайно выносливы, но… сведения подавай им только соединенные яркой, ощутимой связью хотя бы по одному, а еще лучше – по нескольким сразу руслам восприятия: слуховому, двигательному, зрительному, осязательному, обонятельному.
Знание этой особенности помогает понять и лучше использовать целый ряд основополагающих способов и приемов работы с памятью.
Возьмем способ “составить сказку”. Нужно вам, положим, за одно прочтение запомнить по порядку 100 слов-существительных, вы в некоторой озадаченности – как, мол, полегче выполнить эту работу? А вам советуют: свяжите каждое слово с соседом через действие, и чем ярче и доходчивее, чем необычнее, тем лучше. То есть вам предлагают поработать… больше, выполнить большую работу. Но итог такого запоминания оказывается заметно выше, чем при зазубривании “в лоб”. Более того, после посильной и необременительной тренировки на составление подобных сказок, ваши результаты довольно быстро вырастут – от 30-50-70 надежно запомненных слов в итоге первого месяца занятий до 300-500 и более слов еще через месяц, то есть пока не надоест. Только соблюдайте небольшие паузы между словами (образами), чтобы успевать промысливать-проживать новые связки между ними: если связки проговаривать, на это требуется 2-4 секунды. А вот тренировка памяти “в лоб”, как у спортсменов тренировка мышц, дает малый прирост, попытка форсировать который (победить Природу) нередко приводит к обратным результатам – из-за перегрузки самой “маленькой” и слабой участницы запоминания наступает их снижение, сопровождаемое вялостью, апатией, нежеланием учиться.
Тонкое ощущение явленного этим способом маленького чуда сохраняется и когда мы уже поняли, в чем дело: каждый участник запоминания оказался занятым тем, в чем он более силен от Природы: отнюдь не богатырского вида, но весьма изобретательный “очкарик” третичной структуры занимался только сочинением связей, а уж подготовленную таким образом крепкую цепочку образов с удовольствием усваивал и прочно удерживал наш “зеленый крокодил”, подкорка.
Этот великолепный способ с некоторыми видоизменениями встречается в культуре разных народов, в разных видах деятельности. Поэтому считаю полезным более подробно разобрать пример его применения.
Итак, запоминаем “сказкой”: чашка – магазин – река – судья – чемодан – звезда – кушетка – книга – турбаза – ложка – ножницы – растение – паук – горшок – пятно – палец – гора – медсестра – мороженое – дворняжка.
С чашкой (ощущаем ее тяжесть) заходим в магазин. Неожиданно его затопляет река. Выбегаем – судья (в мантии и пр.) вручает нам чемодан, который поднимается к звезде, увлекая нас за собой. На звезде подвешена кушетка (качается) – на ней книжка. Листаем ее, видим картинку турбазы (палатки и пр.). Что делают туристы? Работают ложкой! Поели – пора обработать ножницами растение. Мешающего огромного паука отгоняем (или ловим) горшком и т.д.
Закончите, а затем потренируйтесь сами!

Дмитрий ГОНЧАР,
преподаватель МФТИ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте