Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Кризис – не мандат на безделье!

УГ - Москва, №49 от 8 декабря 2009. Читать номер
Автор:

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский владыка ФЕОФАН известен в Москве как очень активный человек, ратующий за образование. Когда Департамент образования стал соучредителем телерадиокомпании «Ассамблея ТВ», он участвовал в педагогических телемарафонах, всегда высказывая свою позицию по поводу развития образования, сегодня он активный участник всех пленумов и съездов Всероссийского педагогического собрания. Вот что архиепископ Ставропольский и Владикавказский владыка Феофан сказал на пятом съезде ВПС, который недавно прошел в Москве:

Досье «УГ»Архиепископ Петропавловский и Камчатский ИГНАТИЙ, аспирант МГППУ, знаком Москве по участию в традиционных Рождественских чтениях. Он занимается с трудными мальчишками, с ребятами, которые потом побеждают в очень серьезных соревнованиях по борьбе. Этот владыка умеет собрать вокруг себя множество людей и сделать так, чтобы эти люди не уходили из нашей социальной жизни. Архиепископ Игнатий принимал участие в недавней конференции МГППУ «Другое детство».- В последнее время ни одно значительное мероприятие в России не обходится без священнослужителя. Это стало традицией, и это хорошо.Православие имеет двухтысячелетнюю историю, оно занимается психологий, проблемами человека более двух тысяч лет. Конечно, концепция православия отличается по своим подходам от научной психологии, наша методология иная, способы и подходы решения наших задач в практической плоскости тоже иные. Но все-таки это направление тоже можно отнести к разряду научных.Православие рассматривает человека в его совокупности, в целом. Наиболее известные русские психологи и философы, будь то Бердяев или Флоренский, также используют православные подходы к исследованию человека.Православие всегда рассматривает человека и его отношения, даже его взаимоотношения. Не человек проблема, а его взаимоотношения, не ученик, а взаимоотношения ученика и педагога.Отец ВИКТОР, выпускник МГППУ, руководитель центра «Новая Корчева» в Конакове. Он часто бывает в Москве вместе со своими воспитанниками, которые успешно занимаются певческим искусством. Хор «Глория» участвовал в международном конкурсе-фестивале в Чехии, где девочки завоевали две серебряные медали (в номинациях духовных и народных песнопений), а мальчики – бронзовую. Это первые медали в истории «Новой Корчевы». Большие надежды отец Виктор возлагает на Дом народного творчества, считая, что освоение ремесла поможет детям быстрее обрести самостоятельность. Хор центра неоднократно выступал в МГППУ.

– За последнее столетие область образования знает не менее десяти реформ. Хорошо это или плохо, разные специалисты оценивают по-разному. Но самое главное, что мы должны всегда учитывать, – реформа проводится не ради реформы. Когда мы говорим о модернизации, то почему-то нередко возникает ощущение лабораторного, вкусного инновационного блюда, которое будет преподнесено обществу. Мы-де его благополучно начнем кушать, жить и благоденствовать. Но проходит какой-то период, это новое блюдо мы попробовали, а результатов нет. В чем причина? Причина в том, что должна проходить модернизация сознания общества. В процесс модернизации должно включаться все общество без исключения, начиная от президента и заканчивая простым тружеником. «Новая школа» – что это?! Разве только новые стандарты?! ЕГЭ имеет много позитивного, но он не панацея в области образования, дискуссия в обществе по поводу ЕГЭ еще продолжается.

«Новая школа» – это опять же новое сознание. Не будет новой школы, пока все общество не поймет, что роль школы и значение учителя в судьбе Отечества должны стоять на первом месте. Все общество должно это понять. Другого пути нет. Политическое руководство дает нам вектор направления, каким надо идти. Но мы слышим: «Нет денег на вас, дорогие учителя». И это беда! Мы должны понять: никакой инновации, никакого прорыва не будет, пока не будет нормальной школы, пока не будет достойно жить учитель. Ответственность за судьбу учителя и школы должны взять все без исключения.

Я имею некоторое отношение к педагогике, поскольку стал ректором старейшего духовного учебного заведения на Северном Кавказе – Ставропольской духовной семинарии. Много идет споров о том, стоит или не стоит вводить основы традиционных культур. Еще раз повторяю, никогда не шла речь о Законе Божьем, а только об основах традиционных духовных ценностей. Некоторое противостояние до сих пор продолжается, хотя Дмитрий Медведев совершенно четко определил направление этого пути совместно с Министерством образования, определил 18 регионов, где решено со второго полугодия 2009 года ввести экспериментальные классы. Я часто думаю: а что пугает людей? Старая инерция? Но ведь мы говорим о новом мышлении. Старые стандарты? Но ведь мы говорим о новой России. Пойдите на кладбище и увидите, что, к великому сожалению, кладбище молодеет. А ведь если бы знали мы, люди, основы наших традиционных ценностей, (хотя бы заповеди!), то вспомнили, что ведь было сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Отца и мать не чтим, заповеди не соблюдаем – и долголетие и благо теряются, а все взаимосвязано в жизни.

Мы несем свое служение на Северном Кавказе, откуда часто идут тревожные сведения, о чем с заботой и болью говорит глава нашего государства Дмитрий Медведев. Я все время думаю о том, что мы должны сделать. Два года назад впервые пошел на довольно сложный эксперимент – на проведение смешанных летних лагерей для молодежи старшего возраста, мусульманской и православной молодежи. Некоторые мои коллеги осуждали меня, говоря: «Ну что ты делаешь, надо ли тебе это?!» Я говорю: «Надо!» Потому что это данность, ведь мы живем действительно в многонациональной и многоконфессиональной стране, это не беда, а наше достояние. Эксперимент превращается в нормальное течение, подобное Всероссийскому педагогическому собранию, сейчас уже руководство страны наш опыт хочет перенести на другие регионы.

По долгу своему архипастырскому я объезжаю не только города, стараюсь быть в дальних приходах, в селах. И вижу, как закрываются сельские школы, понимаю, что так потеряется связь с селом. Нет школы – нет села! Есть школа – будет жить село! И в это трудное время, когда исчезают сотнями наши села, на педагогах тоже лежит ответственность за сохранение школы, чтобы сохранить село.

У нас все время ссылаются на кризис. Как что-то надо на какие-то программы, мы слышим, что у нас в стране кризис. Такое впечатление, что кризис – мандат на безделье. Но кризис не мандат на безделье! Кризис – это как раз, к сожалению, не очень хорошая, но та ситуация, когда все общество собирается и активно начинает искать пути выхода не только из данного кризиса, а и пути для будущего благополучия и развития страны. Вот это тоже мы должны четко знать и воспитывать в этом направлении своих учеников.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту