Ирина Роднянская – литературный критик номер один. Да, я пристрастен, ведь в свое время учился писать рецензии, ориентируясь именно на ее работы. Приходил в читальный зал районной библиотеки, брал номера «Нового мира» с материалами Ирины Бенционовны и анализировал. А в 2005 году Роднянская впервые опубликовала как редактор уже мою рецензию. Все в том же «Новом мире» – журнале, дебютировать на страницах которого не так уж просто. Но Ирина Бенционовна в меня, тогдашнего первокурсника-филолога, поверила. Как почти за полвека до этого, в 1956 году, в студентку Роднянскую поверил заместитель главного редактора «Литературной газеты» Валерий Косолапов, впервые ее напечатавший. Этот факт среди прочих можно обнаружить в разделе «Об авторе» новой книги Ирины Бенционовны «Книжная сотня. Малоформатная литературная критика».
Почему сотня и почему малоформатная? Объяснение простое. Ядром сборника стали десять циклов, в каждом из которых десять небольших рецензий. С 2000 по 2009 год они публиковались в «Новом мире». Присутствуют в сборнике и более объемные материалы – о темах и приемах нынешней поэзии, о неожиданностях в современной прозе, об Андрее Битове, Викторе Пелевине и Алексее Константиновиче Толстом, что демонстрирует широчайший спектр интересов критика. И все же Роднянская отдает предпочтение именно жанру коротких рецензий, отмечая, что с этими циклами у нее «связано непосредственное чувство удовольствия, вряд ли столь же остро испытанное при сочинении более обширных текстов».
За модой, за мейнстримом в отличие от некоторых сегодняшних книжных обозревателей и блогеров, порой успевающих откликнуться на выход громких книжных новинок за несколько дней до их появления в магазинах, Ирина Бенционовна никогда не гналась. Напротив, ей важно обратить внимание читателей в первую очередь на издания, рискующие остаться незамеченными. И в рецензиях Роднянская доходчиво объясняет, почему их нельзя пропустить. Настоящий литературный критик не бежит впереди паровоза, обслуживая интересы издателей, а делится личными открытиями, становится ни много ни мало просветителем, раз за разом находя уникальные жемчужины в горах песка. К примеру, рекомендуя двухтомник Инны Альми «Статьи о прозе и поэзии», Ирина Бенционовна подчеркивает: «Нетривиальность ее труда – в обнаружении новых смыслов, ускользнувших от бесчисленных предшественников на многажды протоптанных путях». Так можно сказать и о самой Роднянской. Кстати, в том же цикле, датированном 2000 годом, она сопоставляет книгу молодого на тот момент поэта Максима Амелина «Dubia» с «Сестрой моей – жизнью» Бориса Пастернака.
Замечать талантливую литературную молодежь Ирина Бенционовна всегда умела. В начале 2000‑х она внимательно следит за Дмитрием Быковым и Романом Сенчиным. Дмитрия Данилова Роднянская особо выделила из толпы молодых авторов тоже в нулевые годы. Это сегодня Данилов стал успешным писателем и драматургом, а пятнадцать лет назад он печатался лишь в Интернете и полумаргинальных издательствах. Однако Ирина Бенционовна уже тогда смело заявляла, что «окончательно покорена» его творчеством, и делала однозначный вывод: «Если это маргинальная зона, я бы хотела в ней подзадержаться».
С читателем Роднянская предельно честна. Свои чувства она не скрывает, как позитивные, так и негативные. Книга вызывает отрицательные эмоции – Ирина Бенционовна смело ставит ей минус. Даже если это дорогостоящее издание, подаренное критику «в надежде на доброжелательный отзыв», она подводит черту: «Истина дороже». Если же другие критики вовсю ругают какую-либо книгу, Роднянская не присоединяется к многоголосью «лидеров мнений», а сама пытается во всем разобраться. Так, вышедший в 2005‑м роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» многие обозреватели разнесли в пух и прах. Ирина Бенционовна недостатки произведения тоже увидела, но увидела и другое: «По уровню исполнения это средняя, вполне заурядная беллетристика, но неподдельные чувства автора, каковы бы они ни были, заражают и заставляют от «уровня» отвлечься». К слову, и в этой, и во многих других рецензиях Роднянской затрагивается столь важная для нее тема религии, веры.
Впрочем, Ирина Роднянская – критик-мультиинструменталист: духовное в ее работах прекрасно уживается со светским, поэзия с прозой, классика с постмодерном, а русская литература с зарубежной. Неудивительно, что в списке авторов отрецензированных книг соседствуют Дмитрий Быков и Рэй Брэдбери, Ивлин Во и Игорь Виноградов, Ольга Шамборант и протоиерей Александр Шмеман. Пристрастным в конечном счете оказываюсь не только я – читателей и почитателей у Ирины Бенционовны немало. В последние три года мне неоднократно доводилось в компаниях разных по своим убеждениям прозаиков, критиков и публицистов обсуждать итоги литературно-критической премии «Неистовый Виссарион». Должен признаться, что имена всех победителей и лауреатов в дополнительных номинациях неизменно вызывали споры. Всех, кроме Ирины Роднянской, получившей в первом сезоне «Неистового Виссариона» почетную премию за вклад в развитие критической мысли. Лишь это решение членов жюри в любых компаниях всеми без исключения принималось и одобрялось единогласно. А ранее, в 2014‑м, Ирина Бенционовна стала лауреатом еще одной важной литературной премии – Солженицынской. В серии «Литературная премия Александра Солженицына» сборник «Книжная сотня» как раз и был издан.
Ирина Роднянская. Книжная сотня. Малоформатная литературная критика. – М. : Русский мир, 2021.
Комментарии