После заслуженного успеха фильма «Майор Гром: Чумной доктор» развитие киновселенной по комиксам Bubble было обеспечено. И пока сиквел в разработке, вышел приквел, повествующий о непростом детстве Игоря Громова, главного героя серии.
Санкт-Петербург. На дворе лихие 90‑е, на нашем экране документальные и вымышленные кадры, погружающие старшие поколения в воспоминания, а юные – в трепет перед временем анархии и безнаказанной преступности. В стремительно меняющемся после развала СССР мире милиционер Константин Громов (Сергей Марин) один из немногих, кто по-настоящему стремится спасти город от удушающего криминала. Делает он это далеко не самыми мягкими и традиционными методами, чем вызывает страх и зависть коллег.
При взгляде на Грома-старшего в памяти, безусловно, всплывает его сын, который спустя двадцать лет будет спасать уже современный Питер весьма схожими способами. Но пока что маленький Игорек Громов (Кай Гетц) ходит в школу, а после уроков промышляет типичными для безбашенных подростков забавами с угрозой для здоровья. Впрочем, Игорек делает это не от скуки или хорошей жизни, он очень хочет заработать, чтобы отправиться вместе с папой в Диснейленд по выигранным на городской олимпиаде по английскому билетам. Осталось всего ничего – накопить на дорогую поездку в городе, где на полугодовую зарплату милиционера нельзя купить даже стиральную машину.
«Майор Гром: Трудное детство» опрокидывает в атмосферу «бандитского Петербурга» с самых первых кадров. Криминальные рожи, золотые зубы, кастеты, черные машины без номеров, вездесущие граффити, наркотики, пакующиеся на местах бывших производств, бесконечные путешествия из рук в руки свернутых в трубочку купюр, разговоры о новом времени безграничных возможностей заработать – в 90‑е на экране ныряешь с головой, хоть они и служат лишь декорацией для событий, которые повлияют на всю оставшуюся жизнь маленького Грома. Особенный колорит придают названия шести эпизодов, каждое из которых является цитатой из поп-культуры 90‑х.
К буйному мышлению Грома-подростка создатели подошли со вкусом, напоминающим о прогремевшем в свое время мультсериале «Arcane»: рисунки главного героя вспыхивают жизнью под влиянием его мыслей, подчас образуя целые героические комиксы, в которых Игорек побеждает преступников и восстанавливает справедливость. Но если в «Arcane» оживающие рисунки были призваны показать глубочайшую травму одной из героинь, частично стагнировавшую ее развитие, то в «Трудном детстве» именно с помощью своих фантазий Игорек учится размышлять и планировать ходы наперед, эту его вполне супергеройскую способность мы как раз видели в «Чумном докторе».
Киностудия Bubble в отличие от некоторых других российских производителей никогда не утверждала, что не ориентируется на Marvel. И не нужно: Marvel в свое время задала жанру кинокомикса тот повествовательный тон, в котором серьезные темы были приправлены искрометным юмором персонажей (в том числе над самими собой). Оттого и супергероика со всеми ее странными костюмами и фантастическими умениями не становилась похожа на шоу ряженых, сбежавших из лечебницы, чтобы спасать мир.
Bubble и вовсе снимает кинокомикс 20‑х годов ХХI века: несуразные костюмы канули в прошлое, на их место пришли стильные и яркие образы, а вот юмористический дух остался. И вправду, без шуток нельзя показывать темные времена (если, конечно, не снимаешь драму), картина сразу становится слишком мрачной и тяжелой для восприятия. Bubble со своей задачей справляется на «отлично»: в юморе «Трудного детства», как и «Чумного доктора» до этого, нет ни грамма пошлости или грязи.
Нельзя сказать, что все актеры играют безупречно, но трио милиционеров в исполнении Сергея Марина, Даниила Воробьева и Алексея Ведерникова (сыгравшего молодого Федора Прокопенко из «Чумного доктора») удержит внимание даже капризного зрителя, попутно сломав ряд стереотипов о героических тройках, столь популярных в кино и литературе.
Молодой актер Кай Гетц («Пищеблок») очаровательно играет подростка в переходном периоде, который тем не менее не зациклен полностью на своих «хотелках». Отношения Громова-старшего и Громова-младшего показаны искренними и живыми. В них веришь и за них переживаешь всем сердцем, – со стандартным и, к счастью, постепенно устаревающим отцовским «мужик не плачет и сам решает свои проблемы», с определенными проблемами в эмпатии, но при этом со всей той искренней любовью, на которую способен суровый, закаленный опасной работой человек, немного очерствевший, но не разочаровавшийся ни в справедливости, ни тем более в жизни. И его сын пусть и обижается на постоянно работающего отца, но понимает, что его любят, и отвечает любовью на любовь.
На фоне этих неидеальных, но добрых и человечных отношений, которым отведено большое экранное время, особенно печально выглядит пробравшийся в «Трудное детство» сюжет про ребенка, который навсегда оказывается виноватым перед родителем и чью жизнь это чувство вины бесповоротно меняет. В наш развитый век это устоявшееся клише ради драмы давно пора оставить пылиться на полке. Это, пожалуй, единственное, в чем можно упрекнуть фильм Олега Трофима, поскольку в остальном он яркий, бойкий, интересный и по-своему уникальный, однако надоевший мотив, который за последний год можно было увидеть минимум в двух крупных российских премьерах (второй – «Сердце Пармы»), ведет к неприятному осадку. К счастью, «Трудное детство» хотя бы не оставляет ребенка один на один с последствиями: завершающая сцена фильма старается излечить старые раны в душе героя и, пожалуй, вызовет слезы даже в некоторых очерствевших из нас.
Комментарии