В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение – родители, воспитатели, педагоги. От того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребенком, во многом зависит его успех в усвоении языка. Для ребенка речь является важнейшим средством связи с окружающим миром, основой получения информации для развития мышления и познавательной активности.
На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. То, как они настраивают ребенка, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к этой проблеме. Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».
Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление индивидуальности. Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?»
Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание).
Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и к снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.
Психологическая помощь семье ведется по нескольким направлениям: диагностика, консультирование, психокоррекция и профилактика. То, как семья воспринимает ситуацию, если развитие ребенка нарушено, способна ли она запросить и получить помощь, определяет в значительной степени выбранный ею путь к успешности ребенка.
В нашем комплексе есть необходимые ресурсы, которые помогут детям уменьшить или даже преодолеть речевые проблемы. Но не нужно забывать о необходимости поддержания культуры речи в семье, образности мысли, красоте слова. Всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи. Русский язык – один из самых образных, и задача взрослых – раскрыть для ребенка красоту языка, многогранность и величие.
Наталья САФАРОВА, учитель истории и обществознания школы №141 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге
Комментарии