search
main
0

«Красные линии» Валерия Букши: художник, педагог, личность, патриот

Чтобы писать картины, важно, например, уметь правильно оценивать форму, размер предмета и его расположение в пространстве. Если такие способности отсутствуют, человек не может верно перенести на бумагу то, что видят глаза, этому, говорят, можно научиться. Но художник не может состояться, если у него нет художественной интуиции, воображения, наблюдательности, емкости и мобильности памяти, богатства эмоций, чему научиться сложнее, а возможно, и вообще нельзя, если у тебя от природы нет таких дарований и таланта.

…У Валерия Букши, о котором пойдет речь в статье, все это как раз есть. От природы он щедро наделен всеми обозначенными качествами, дарованными ему, вероятно, родителями или Богом, которые в полной мере позволяют назвать Валерия истинным художником, причем со своим особым почерком, стилем, с неповторимым и индивидуальным видением мира. Повышенный интерес к изобразительному искусству пробудился у молодого человека, уроженца города Ставрополя, в студенческую пору, когда в 2006 году он приехал в Москву, чтобы получить образование в Российском государственном гуманитарном университете по направлению «Политология». Неожиданно он увлекся современным искусством, работал в различных арт-группах и коллективах (например, в арт-группе Recycle) и постепенно пришел к собственному творчеству. По его словам, никаких специализированных заведений на своем пути становления в качестве художника он не оканчивал, исключительно самостоятельно обучался искусству живописи и получал необходимые навыки путем собственных исследований и практики, а также вдохновлялся работами своих наставников, таких как ставропольский художник Евгений Кузнецов и американский художник Майкл Хассар. Валерий утверждает, что всю жизнь любил рисовать, что со временем позволило превратить увлечение в профессию. Набравшись необходимого опыта, чтобы выйти на профессиональный уровень, он ушел в сольное творчество и начал создавать собственные произведения в авторском стиле, выставляться как отдельный художник.

Спустя 12 лет пребывания в столице Валерий почувствовал, что этот город слишком шумный и суетный, а поскольку служенье муз не терпит суеты, определившись с областью своего дальнейшего профессионального развития, принял решение вернуться обратно, в Ставрополь. Большие города и расстояния, по его мнению, плохо подходят для творчества и затрудняют процесс создания художественных произведений.

Сейчас Валерий работает в Министерстве молодежной политики Ставропольского края и одновременно преподает рисунок в гимназии №9 Ставрополя, а также ведет собственную программу под названием «План Б» на радиостанции «Серебряный дождь», где рассказывает об особенностях и различиях направлений в искусстве, своем опыте участия в различных обучающих мероприятиях (мастер-классы по рисунку и выступления перед студентами вузов) и общих взглядах на жизнь и происходящие события.

Говоря о собственном творчестве, художник раскрывает себя сразу в нескольких техниках, начиная от графики, рисования углем и масляной живописи и заканчивая реализмом и работами в жанре digital. В качестве своих любимых направлений он обозначает реализм и гиперреализм, а также позиционирует себя как военный художник и создает комиксы на основании личного опыта участия в СВО – рисунки, сделанные во время пребывания на фронте. Сейчас он старается предоставить своим ученикам свободу творчества и дать возможность выбрать любое желаемое направление, в котором им хочется попробовать себя, так как, с точки зрения преподавателя, базовые знания и навыки для рисования в любой области одни и те же, а дальше добавляется специфика в зависимости от вектора движения. Поэтому если ученики приходят с запросом рисовать, например, в стиле аниме, то Валерий ведет их с помощью основ и специфики в данной области в желаемом направлении.

Свою преподавательскую деятельность Валерий начал, еще будучи в Москве (он работал в школе №2103), и продолжил после возвращения в Ставрополь. Сейчас во время уроков в школе и частных занятий он прививает юным исследователям любовь к искусству, при этом взращивая и помогая сохранить их собственное видение рисунка. Валерий считает, что нельзя научить рисовать, можно только помочь раскрыть потенциал, заложенный внутри каждого человека. В этом, по его мнению, и состоит задача преподавателя. А также в том, чтобы заниматься собственным творчеством и вдохновлять на примере своих работ. То есть учитель (в соответствии с его видением) выступает скорее в роли идейного вдохновителя и наставника для учеников, нежели как единственный источник информации о том, «как правильно или неправильно рисовать».

Об особенностях работы с детьми Валерий Букша говорит, что главный фактор успеха – это собственная мотивация ребенка, а не навязанное родителями желание ходить в «еще один кружок». При наличии собственного энтузиазма детям интересно осваивать новые навыки и учиться проявлять себя в разных сферах, в том числе и в искусстве, так что каждый из учеников выстраивает свой уникальный путь к обучению рисунку и сам учится рисовать в желаемом стиле или манере. А преподаватель как более насмотренный и опытный художник направляет это движение и ускоряет процесс, помогая обойти типичные ошибки.

На уроках у Валерия каждый ребенок сам творит свое искусство и выбирает пункт назначения, к которому хочет прийти. К своим авторским методикам он относит один необычный прием: вместо того чтобы идти от простого к сложному, сразу ставит перед учениками сложные задачи, такие как изображение объемных фигур (например, нарисовать шар или конус, изобразить свет или тень), чтобы они учились не бояться трудностей с самого юного возраста. И как только эти трудности остаются позади, появляется радость от творческого процесса, несмотря на ошибки и финальный результат. Конечно, с первого раза может не получиться, страдают пропорции или композиция, но это помогает детям победить страх, увидеть первые вдохновляющие результаты и подкрепить желание продолжать заниматься рисованием. А дальше постепенно приобретаются уверенность и опыт, необходимые для изображения более сложных, комплексных фигур, да и сам процесс вместе с ошибками и затруднениями воспринимается по-другому, идет гораздо легче и быстрее. Ведь главное в рисовании – это не изображать предметы, а видеть в окружающем мире знакомые геометрические формы (такие как треугольники, квадраты), то есть визуально расщеплять окружающие образы на части.

Также Валерий отмечает, что «хороший учитель не учит, а вдохновляет», то есть не навязывает свое видение и манеру рисунка как единственно верные и шаблон для повторения, а вызывает у учеников внутреннее желание раскрыться в своем собственном неповторимом стиле и нарисовать окружающие предметы и явления именно так, как каждый из них это видит, то есть найти и сформировать свой художественный почерк.

Если говорить о личности художника, то Валерий предстает как интересный человек и за пределами класса и своей преподавательской стези. Сейчас он позиционирует себя как военный художник, ведет свой канал в социальных сетях на данную тематику, а также занимается общественной деятельностью: участвует в гуманитарных сборах, проводит мероприятия по патриотическому воспитанию, занимается волонтерскими и просветительскими проектами.

Последнее время художник посвящает себя рисованию комиксов по мотивам военных действий и личных воспоминаний. Для него это способ сохранить память о погибших друзьях и поддержать людей, находящихся сейчас на линии огня, а также рассказать истории тех, кто сам не сможет рассказать их. Военная тематика имеет личное значение для автора и красной нитью проскальзывает в каждой грани его творчества. Представленный на выставке авторский комикс «Красные линии» – это истории реальных людей, зарисовки на тему военных действий. В своем комиксе художник показывает положение и переживания обычного человека в ситуации между жизнью и смертью. Участниками и героями этого комикса стали друзья автора, некоторые из них погибли на фронте. Таким образом, Валерий с помощью своих работ привлекает внимание к актуальной проблематике и старается оказать максимум поддержки людям, находящимся в подобной ситуации. На своей странице ВКонтакте губернатор Ставропольского края Владимир Владимирович Владимиров так написал о нем: «Военный художник со Ставрополья Валерий Букша давно стал своим человеком на Донбассе. Он не раз собирал помощь и сам сопровождал конвои. На днях Валерий снова приехал в Донецк, чтобы передать свои работы военнослужащим, которые стали прототипами героев его произведений. Тему СВО художник раскрывает в жанре комиксов. Валерий уверен, что нужна альтернатива человеку-пауку и супермену. И в России есть настоящие, а не вымышленные герои. Их он нашел среди бойцов донецкого направления. Поддерживаю. Парни, которые отстаивают интересы России, стали для нас примером мужества и патриотизма. Важно, что инициатива пришлась по душе и молодому поколению. Серию комиксов «Красные линии» Валерий создал вместе с детьми и подростками на стенде Ставрополья на выставке «Россия». Многие рисунки ребята сопроводили посланиями к бойцам. Каждое из них от чистого сердца. Спасибо всем, кто принял участие в этом проекте».

Как преподаватель Валерий старается развиваться и учиться новому параллельно со своими учениками. Например, идея о рисовании комикса пришла к нему спонтанно в ходе общения с учениками, и теперь, вдохновленный собственными жизненными переживаниями и историями, он выпускает целую серию комиксов и активно занимается этим жанром, а также использует его как способ объяснения материала на уроках. Несмотря на то что комиксы в России считаются чем-то инородным, американским, художник считает уместным и логичным использовать такую технику на уроках для упрощения материала и уверен, что они помогают детям легче воспринимать и понимать сложные темы, учиться новым приемам.

Валерий говорит, что задача любого учителя – вдохновлять, быть полностью посвященным работе и подавать пример своим ученикам. В случае творческих профессий это означает продолжать собственную деятельность и вести свои проекты, показывать, какой может быть жизнь творческого человека, а не просто учить определенным приемам и объяснять сухую теорию в отрыве от реальных жизненных ситуаций. Он отмечает, что дети учатся быстрее и легче, чем взрослые, так как у них в большей степени развита способность присутствовать в настоящем моменте и наслаждаться им, они более сосредоточены на самом рисунке и более непредвзято относятся к процессу.

От редакции

Осенью 2023 года на территории ВДНХ была открыта Международная выставка-форум «Россия», которая продолжает свою работу до сих пор. Каждый регион получил возможность представить достижения своего субъекта на отдельном стенде. Тематика выставки быстро обновляется, и в ходе патриотической недели нам удалось посетить стенд города Ставрополя. Здесь художник Валерий Валерьевич Букша проводил творческий мастер-класс для детей по созданию собственного комикса. Тем, кому довелось увидеть его работы, кто прикоснулся к творчеству художника, этот день запомнится надолго. По реакции детей и взрослых было видно, что для них эта встреча стала праздником, большой удачей и возможностью познакомиться с незаурядным, ярким, красивым человеком, талантливым художником, прекрасным педагогом, неравнодушной личностью, с истинным патриотом России.

Издательский дом «Учительская газета» желает Валерию Валерьевичу достичь новых высот и вершин в творчестве. Мы верим, что он еще не раз удивит нас несомненным талантом в разных жанрах и направлениях изобразительного искусства, а также порадует своим педагогическим мастерством, умением пробуждать у детей интерес и любовь к прекрасному. От души желаем ему удачи и успехов!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте