search
main
0

Красногорские сильфиды. Балет слезам не верит

Балет придумали не в России. Но здесь его превратили в легенду. В нечто неповторимое и совершенное. В предмет для заокеанской зависти, подражания и поклонения. Русский балет – эталон. Русская балетная школа – вне конкуренции. Русские педагоги и хореографы на западе – на вес золота. Дело за малым – не промотать богатое наследство. Сохранить и, по возможности, приумножить. Оплот «балетных капиталов» – хореографические училища. Знаменитые, с богатой историей, в Москве и Петербурге, Новосибирске и Перми, и совсем молодые, как, например, Красногорское хореографическое училище, входящее в состав Московского областного колледжа искусств.

В первый класс училища – он соответствует пятому классу обычной школы – набирают в среднем около двадцати человек. Если через восемь лет, к выпускным экзаменам, их остается хотя бы шестеро – это победа, большой успех. Выигрывают те, кто выдержал неравную схватку с собственным характером и собственной природой.

– Принимая детей в первый класс, мы всегда в первую очередь смотрим на родителей, – объясняет заведующая училища Людмила Прудникова. – Если мама высокая, крупная, то и у дочери, скорее всего, мало шансов остаться со временем маленькой и хрупкой. Несмотря на весь наш опыт, мы никогда заранее не знаем, как будет развиваться ребенок. У многих, даже самых миниатюрных девочек, лет в четырнадцать вдруг появляются округлые женские бедра. Это красиво, но только не в балете. И, конечно, никто не застрахован от травм, деформации суставов. Каким бы старательным и исполнительным не был ребенок, против природы не пойдешь, приходится прощаться. Другие не хотят терпеть боль, стертые в кровь пальцы, ноющую спину, не проходящую усталость. Самое обидное, когда природа щедрой рукой отмеривает девочке идеальную внешность – изящную головку, длинные ноги, врожденную легкость, но напрочь лишает темперамента, внутреннего огня и желаний. А без них на сцене делать не чего. Если сам себя зажечь не можешь, то на что тебе целый зрительный зал? Поэтому нам нужны холерики. Нервные, подвижные, неуемные, те самые, кто в обычной школе так раздражает учителей.

По словам Людмилы Владимировны, все осложняется еще и бытовой неустроенностью. За семь лет существования училища ему так и не удалось получить собственное здание. Их, филиал Московского областного колледжа искусств, приютил ДК «Подмосковье», но помещений не хватает, нет ни столовой, ни душевых, не говоря уж об общежитии.

– К счастью, нам повезло с директором: Равиль Алиевич Хусаинов никогда не отказывает в помощи, знает всех наших девочек и ребят, искренне болеет за них.

Педагоги не скрывают: в классе нет места ни жалости, ни нежности. Жесткая, практически армейская дисциплина и беспрекословное послушание – лишь они выковывают настоящих профессионалов. Педагог в балете – не просто наставник и попутчик. Он – единственная правда, истина в последней инстанции. Верить ему надо, как себе. Даже больше, чем себе. И смотреть на свою работу нужно его глазами. Только так можно расти и развиваться. Иначе ничего не выйдет. Оценить сам себя не может даже профессиональный опытный танцовщик. Что уж говорить о тех, кто лишь начинает свой путь.

Искусство требует жертв – здесь это не избитая банальность, а единственно возможный принцип жизни. Но ради чего все это? Ежедневные изнурительные классы, бесконечная диета, когда сдобные булочки, пирожные со взбитыми сливками и тающие во рту шоколадные конфеты можно позволить себе лишь в сладком сне, регулярные взвешивания и строгие выговоры за невесть откуда взявшийся лишний килограмм?  Во имя чего сюда едут ребята не только из Красногорска, подмосковных Клина и Химок, но из Йошкар-Олы и Калининграда? Почему смуглая, хорошенькая, как куколка, чернобровая первокурсница Эва оставила родную Грецию и теперь в наших снежных краях вынуждена учить не только бесконечные хитрые па, но и русский язык заодно? Странный вопрос, ответ очевиден:  все они верят в свою счастливую звезду, в то, что рано или поздно их ждет главная награда – признание, успех, место в знаменитой труппе. Первые выпускники училища танцуют в Московском музыкальном театре им. Н. Сац, в Кремлевском балете, в Государственном Академическом театре «Классический балет» под руководством Натальи Касаткиной и Владимира Василева и даже в балетной труппе в Торонто.  Конечно, будущее туманно, и предсказать его невозможно. Но уже сейчас балет дарит самым стойким своим «солдатам» короткие мгновения настоящего счастья, не с чем не сравнимого восторга. Все эти бесконечно долгие часы в репетиционном зале, политые слезами и потом – разве не стоят они того, чтобы пусть всего три минуты, но по-настоящему блистать на сцене. Когда сотни глаз смотрят лишь на тебя, а ты взмываешь вверх, подхваченный музыкой, презрев закон земного притяжения. Пережить такие моменты здесь может каждый. В училище поставлен собственный спектакль «Щелкунчик», где заняты все студенты. При полном аншлаге проходят отчетные концерты. Ребята выступали в Большом театре, в Кремлевском Дворце, в Концертном зале Чайковского. Ездили на гастроли в Италию, Испанию, Эстонию. Стараются не пропускать престижные профессиональные конкурсы в России и за границей: в Берлине, Мюнхене, Шанхае, Нью-Йорке. Только что с конкурса в Санкт-Петербурге вернулся победителем Кирилл Вычужанин. Совсем скоро на Всероссийский смотр  хореографических училищ в Казань уезжает Анастасия Туркова.

Насте 15. Танцами занимается с трех лет. На нее, лауреата многих конкурсов и ежегодную стипендиатку губернатора Московской области, в училище делают большую ставку. По словам педагогов, Настя не просто одарена, у нее есть характер и сила воли. Ее звали учиться в Москву и в знаменитую Вагановскую академию в Петербурге. Но она осталась в родном Красногорске. Ее талант по достоинству оценила балерина Большого театра Марина Александрова и согласилась репетировать с ней «Вариации Кармен». Через несколько лет Настя мечтает попасть в труппу Большого. А как же Милан, Париж? Улыбается и качает головой: нет, хочу танцевать только в Большом. Балерине, по мнению Анастасии, необходим бойцовский характер. Нужно смело вставать в первый ряд, а у станка – строго посередине. Только тогда педагог обратит на тебя внимание, и ты чего-то добьешься. Мысли о любви – в сторону. Они забирают слишком много сил и эмоций, тех самых, что нужно копить для сцены и работы. «Моя личная жизнь – это мой класс», – сказала, как отрезала. О том, что такое изнурительная борьба с лишним весом, главным бичом балерины, знает не понаслышке.  «Ну, – смеется, – тут рецепт простой: цветная капуста на завтрак, брокколи на обед, а ужин лучше пропустить. Главное, суметь вовремя закрыть рот, а холодильник лучше вообще не открывать». Настя любит алые розы и страстные партии из балетов «Кармен» и «Дон Кихот», такие, чтобы «нервы рвались». Ответив на все вопросы, встает, и возвращается к станку. Путь на сцену Большого театра не близок.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте