search
main
0

Красная изба и народные промыслы

Все начинается с Родины

Стремительно несется время перемен, и будущее становится совершенно непредсказуемым. Мир меняется настолько быстро, что в потоке информационного хаоса нельзя с точностью сказать, какие знания будут нужны детям в дальнейшем. Чтобы оправдать ожидания учеников, педагоги и научные деятели занимаются идеями смешанного обучения, разработками моделей новейших технологий.

 «А как же душа?» – спросите вы. Не обеднеет ли она на пути к знаниям? Какие ценности сформируют духовную культуру современного маленького человека? Какие идеалы смогут заложить стержень воспитания ребенка новой формации?

Есть опасение стирания динамики прежних смыслов в жизни ребенка и принятия мира уже с новыми образами. Как раз в этот момент становится необходимо вновь раскрасить красками жизни представления малыша об истории своей Родины. 2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия России.

Для упорядочения и обогащения мира дошкольника педагоги школы №1381 разработали проект «Музейно-творческий комплекс «Красная изба», который по-новому позволяет использовать среду музея в дошкольном отделении. Среда музея имеет большой образовательный потенциал.

Целостный образ культуры своего народа ребенок приобретает через опыт личного переживания и чувственного соприкосновения с предметами исторического прошлого. Дети и родители с удовольствием делятся семейными историями об искусных мастерах. Искусствоведческие мастерские с Марьей-искусницей проходят весело и занимательно, в атмосфере доверия и взаимопомощи. Эта обновленная форма просветительской профориентационной деятельности проходит в виде краеведческих бесед, медиаэкскурсий, мастер-классов, гостиных и встреч с ремесленниками. В подготовительном возрасте ребята уже могут быть гидами экспозиций, дизайнерами музейных выставок, ведущими мастер-классов «Народные промыслы России», брать репортажи с мест проведения народных праздников. А еще дети придумывают сказочные легенды, сочиняют стихотворения и загадки. И темы устных детских сочинений, конечно, пронизаны любовью к семье, своему народу, к Родине.

Главным героем музея стал русский кот Василий. Этот замечательный персонаж детского фольклора очень полюбился и детям, и взрослым. Он и сказки всем рассказывает, и загадки загадывает, и экскурсии по музею проводит. Дошкольники с педагогами сочинили видеоэкскурсию в стихах и приняли участие в городском конкурсе «Школьный музей: новые возможности», организованном Московским центром «Патриот.Спорт». Команда заняла призовое место, а экскурсия стала визитной карточкой музея русского народного быта «Красная изба». За представленный авторский музейный квест команда дошкольников получила победу в конкурсе.

Только играя, ребенок полностью погружается в новую информацию и выносит для себя знание, усвоенное через опыт. Приобщиться к ценностям культуры своей Родины наши малыши могут через музейный квест. В тематическую программу такого мероприятия входит не только интерактивная экскурсия по сюжетам исторической эпохи, но и игры, связанные с замыслом. План экскурсии могут создавать сами дети. Все дело в том, что воспитателями созданы электронные материалы по каждому из предметов музея «Красная изба». По QR-коду можно узнать много интересного и полезного об экспонате, а также поиграть в игры с этим предметом. Игры бабушек и дедушек воспринимаются детьми весело. Картотека игр позволяет организовать семейные досуги. Коды размещены в доступных местах: на информационных стендах, на странице сайта образовательной организации и в буклетах групповых ячеек. Это еще одна новинка среди форм организации музейной работы в дошкольном отделении.

Классика в дошкольном образовании: «Любите книгу – источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться плодами его непрерывного великого труда» (Максим Горький). И с этим мы тоже работаем так, что наши ребята поход в библиотеку ждут, как увлекательнейшее приключение. Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию средствами музейной педагогики проходят в школьных библиотеках в виде клубной работы. Команды интеллектуального клуба дошкольников «Что? Где? Когда?» провели зимнюю серию игр, посвященных истории русского народа. Видеовопросы для знатоков подготовили воспитанники, активно исследующие русский народный быт и календарь народных праздников. В работе клуба приняли участие родители детей, они дали высокую оценку игрокам и организаторам.

Тематические интерактивные экспозиции музейной комнаты вписаны в несколько модулей программы воспитания дошкольного уровня. Использование музейной педагогики в современном образовании позволяет формировать у детей общекультурную компетентность. Кроме тематических занятий и мастерских дети принимают участие в разработке дизайн-проектов. Работа такого плана требует не только оформительских навыков, но и знания истории, традиций своего народа. В ходе проекта участники создают карту, которая объединяет маршруты исследований исторических вопросов. Результаты поисковой работы обсуждаются ежедневно. Изучив темы со всех сторон, дети определяют стиль оформления и детали дизайна. «Народные промыслы», «Ложка и ложечка», «Хозяйский кут», «История куклы» радовали глаз оригинальностью посетителей выставок. В оформлении народных развлечений участвовали дизайн-проекты «Осенины», «Масленица», «Сороки».

Еще одним новым направлением работы музея стало участие дошкольников в составлении дизайн-проектов сказок, созданных мультстудией. Детские народные сказки глубоко пронизаны смыслами жизни и любовью к своему народу. Родные с детства образы остаются в сердце навсегда. Педагоги и дети создали мультфильмы по сюжетам русских народных сказок «Репка», «Колобок» и сказок народов России. Творческие работы успешно участвуют в Московской этнографической олимпиаде «Москва – столица многонациональной России», которая нацелена на воспитание патриотизма и культуры межнационального общения.

Музей можно назвать бездонным источником народных традиций и культуры. Его среду нужно эффективно использовать в духовном воспитании детей.

С чего начинается Родина? С самых близких людей в семье, с родного дома, с города, где родился, с уважения к родному языку и песне, гордости за страну, в которой ты вырос.

Татьяна МОЛОДЧАЯ, старший воспитатель школы №1381

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте