В 825‑й школе имени народного учителя России Караковского свои шифры к тайне детства. И основаны они прежде всего на постулатах гуманной педагогики. Воспитательная система школы Владимира Абрамовича целиком и полностью ориентирована на развитие личности ребенка. И наиболее эффективно это развитие происходит в коллективе.
В нашей школе разговоры о важном – это многолетняя традиция. Ведь каждый урок – от литературы до физики – построен с учетом принципов воспитательной системы В.А.Караковского. Педагог говорил: «Образование и воспитание должны быть освещены высокой целью… Школа хороша, если она хороша для каждого ребенка и взрослого».
Познавательный интерес, сотрудничество и сотворчество – вот главные движущие силы развития личности. И в 825‑й школе каждый учебный год построен как единое целостное развивающее событие. Реализуется такой подход и во время уроков, и через коллективно-творческие дела, такие как праздник «Я, ты, он, она – вместе целая страна», благодаря которому мы знакомимся с традициями народов многонациональной России.
Целых 10 дней вся школа была погружена в традиции и быт народов России. Ребята не только узнавали новое, но и вживую соприкасались с укладом жизни, праздничными традициями и обрядами, промыслами и развлечениями народов нашей необъятной Родины.
У нашего праздника была своя эмблема, первый этаж школы превратился в яркую выставку, посвященную народным промыслам, которую ученики начальных классов мастерски подготовили вместе с учителем изобразительного искусства.
В каждом классе проходили представления проектов, посвященных русским народным традициям. То и дело в школе можно было увидеть ребят не в школьной форме, а в народных костюмах.
Первоклассники готовили инсценировки народных сказок, пели частушки. В одном из первых классов прошел праздник под названием «Не красна изба углами, а красна пирогами». Первоклассники пели песни, частушки о пирогах, рассказывали шутки, прибаутки, загадывали загадки. В конце праздника гостей угощали пирогами!
Второклассники жили по русскому народному календарю, успели за одну неделю отпраздновать Рождество, поколядовать, встретить Масленицу с народными играми, частушками, ярмаркой, мастер-классом по изготовлению бус из баранок и, конечно же, блинами.
На уроках физкультуры юные спортсмены приобщались к традиции народной игры.
Ребята готовились, творили сообща, делились новыми знаниями внутри классов и на межвозрастных встречах.
Праздник песни – еще одно любимое всеми коллективно-творческое дело 825‑й школы! Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Это самый доступный и естественный способ выражения чувств. Еще одно важное достоинство народной песни – ее всеобщность. Известный исследователь фольклора Ф.И.Буслаев писал: «Никто не скажет, когда и кто сочинил такую-то песню. Она вылилась целою массою; каждый, кто ее поет, как будто считает ее за собственное сочинение. Нигде не является народ таким единым лицом, как в этих звуках души своей, следовательно, ни в чем этак не высказывает своего характера». Для темы такого праздника лучше всего подошли слова из песни Александра Ченина: «В песнях душа твоя Родина – Русь!»
Основой праздника стали русские народные песни (хороводные, лирические, колыбельные, шуточные, плясовые, трудовые, земледельческие, героические, частушки), с помощью которых дети рассказали о жизни, истории, быте, трудовой деятельности, обычаях, обрядах, праздниках русского народа.
Год от года дети со своими классными руководителями, учителями физкультуры, музыки, изобразительного искусства, педагогами дополнительного образования и родителями радуются творческим успехам друг друга, получая огромное удовольствие от новых знаний, пережитых эмоций и приобретенного опыта. Так живет единая семья школы №825!
Елена ТАМАРИНА, учитель начальных классов школы №825 имени В.А.Караковского;
Светлана ЦВЕТКОВА, учитель английского языка в начальных классах школы №825 имени В.А.Караковского
Комментарии