Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Крупным планом

Краски счастья

Если ребенок доверяет, он и учится хорошо
УГ - Москва, №43 от 27 октября 2020. Читать номер
Автор:

Ее педагогическое кредо сформулировал Василий Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Учитель начальных классов школы №1173 Наталья Вячеславовна СЕРИКОВА имеет высшую квалификационную категорию, звание «Заслуженный учитель РФ», грант Президента РФ в конкурсе лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», является лауреатом конкурса «Гранты Москвы в области науки и технологии в сфере образования». Была методистом-консультантом внедренческой площадки ведущих образовательных систем («Школа 2100»).

Учитель Серикова гордится своими учениками. Это большое количество медалистов и победителей в интеллектуальных марафонах, победы в Международном конкурсе по астрономии и в конкурсе «Ученик года Москвы». В классах Натальи Вячеславовны всегда хорошая результативность обучения. Как все это удается? Ответ оказался проще простого: педагогикой надо просто жить…

Педагогическая деятельность Натальи Вячеславовны началась сорок лет назад в СССР, в Казахстане, в поселке Газовиков Чимкентской области. Именно там молодая учительница поняла, что главное в ее профессии – это индивидуальный (личностно ориентированный) подход к каждому ребенку и никаких штампов! За все четыре десятилетия она не изменила своим педагогическим принципам и является учителем-новатором, методистом-экспериментатором по состоянию души и отношению к делу своей жизни.

– Мой первый класс – это мой пропуск в последующую жизнь, – рассказывает Наталья Вячеславовна. – Класс был многонациональный: русские, казахи, узбеки, иранцы, азербайджанцы, немцы, татары, украинцы. Потому проводить традиционные уроки было невозможно, так как восприятию учебного материала препятствовали языковой барьер, особенности семейного воспитания и национальные традиции.

Задания из традиционных учебников приходилось постоянно изменять, подбирать интересный материал, доступный для детей разного уровня развития. Приходилось интуитивно строить работу на основе личностно ориентированного подхода и думать не только об обучении ребят, но и об их социальной адаптации, чтобы каждый ребенок смог раскрепоститься и проявлять творческие способности. Мне надо было с каждым учеником работать индивидуально – глаза в глаза, чтобы понять, о чем он думает, о чем мечтает, в каких условиях живет, с кем дружит. Затем, когда установлены доверительные отношения, можно было через игровые формы работы и совместную творческую деятельность достигать положительных результатов.

Тогда, в начале 80‑х годов XX века, Наталья Вячеславовна по-настоящему оценила важность театральной работы в школе и сама втянулась в это с головой. Страсть к театру передалась по наследству сыну Натальи Вячеславовны, он окончил Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина и сейчас является одним из ведущих актеров московского театра «Модерн».

Театральная деятельность расширяет кругозор, обогащает знаниями, развивает художественный вкус, творческие способности и детскую фантазию. Серикова даже придумала свою систему для внеурочной театральной работы, где учла возрастные особенности детей. До недавнего времени она даже вела кружок актерского мастерства для учащихся начальных классов. Вот как систематизировала театральные постановки Наталья Вячеславовна: у дошкольников – «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Волк и козлята»; 1‑й класс – «Тараканище», «Гуси-лебеди»; 2‑й класс – «Кошкин дом», «Щелкунчик»; 3‑й класс – «12 месяцев», экологическая сказка на новый лад «Сказка о попе и работнике его балде»; 4‑й класс – «Снежная королева», экологическая сказка «Сказка о живой и мертвой воде».

Каждый ребенок может себя реализовать в этих постановках и показаться с лучшей стороны, создавая собственный неповторимый образ. Особенно это помогало неуверенным в себе детям. Тогда же Серикова начала писать сценарии для различных внеклассных мероприятий.

Когда Наталья Вячеславовна вышла замуж и переехала в Москву, она переживала, что не сумеет осилить работу в московской школе! К счастью, состоялась судьбоносная встреча с учительницей из нашей школы Ларисой Спартаковной Проконичевой (сейчас учебный корпус №5 школы №1173, ранее школа №932). Она уговорила Серикову побороть неуверенность и хотя бы попробовать.

– У тебя же высшее педагогическое образование и голова на плечах, – говорила я сама себе. И цитировала героиню из любимого фильма: «Нет ничего невозможного для человека с интеллектом». Так, с 1985 года я стала работать в нашей школе. Сразу же прошла курсы переподготовки и включилась в эксперимент «Обучение детей в школе с 6‑ти лет». В нашей школе первой начала работать с шестилетками. Так как школа для детей этого возраста работала в режиме школы «полного дня», я старалась, чтобы моим ученикам было уютно, комфортно и интересно.

Учитывая возраст детей, их психофизиологические возможности, тщательно продумывала и выстраивала режим занятий. В первой половине дня на уроках использовала игровые формы (урок-сказка «Путешествие в страну математики», урок-игра «Веселая грамматика» с элементами инсценировки). Во второй половине дня, после тихого часа, проводила экскурсии, конкурсы, развивающие игры и небольшие театрализованные представления.
Она занималась с ребятами с интересом, отдавая им душу и все свободное время, и ни о каких наградах не думала. Премия Президента РФ нашла ее сама! Руководство школы, родители ходатайствовали перед Департаментом образования и науки Москвы и Министерством образования РФ о присуждении этой премии Наталье Вячеславовне.

Экскурсионная деятельность – наилучшее средство запоминания, усвоения различных знаний и основной источник непосредственного общения ребенка с предметами, событиями и эпохами. Это тот источник информации, который позволяет ребенку быть непосредственным участником процесса познания окружающего мира. И Наталья Вячеславовна в совершенстве овладела этим информационным источником. К каждой экскурсии она тщательно готовит ребят, чтобы у них было понимание ее цели и значения. Тогда дети проявляют искреннюю заинтересованность в том, что рассказывает экскурсовод. Как это актуально сейчас! В 2019 году ученики Натальи Вячеславовны стали победителями в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы».

Наталья Вячеславовна – потомственный учитель, ей примером была мама – учитель истории. Она вспоминает, как, будучи восьмилетней девочкой, собирала во дворе малышню, усаживала на лавку, раздавала всем бумагу и учила выводить буквы. Чтобы облегчить малышам задачу, она писала образец буквы из точек, а малышу предлагалось аккуратно соединить эти точки в линии. Конечно, Наташе тогда и в голову не приходило, что такая методика уже начала внедряться в советских школах. Да и не в этом дело, а в том, что, взрослея, Наташа продолжала экспериментировать, искать новые идеи, что-то придумывать и внедрять.

И сейчас каждый ее день наполнен новыми красками. А в приоритете, что бы ни случилось, – доверительное отношение с каждым учеником. Если ребенок доверяет учителю, он и учится хорошо, потому что есть взаимопонимание. Наталья Вячеславовна пытается воспитывать в детях уважение к себе и другим. Быть отличником не единственное, что должен уметь человек. Ей как учителю очень нравится предмет «Основы православной культуры» в рамках курса для начальной школы «Основы религиозных культур и светской этики». Учебник А.В.Кураева считает превосходным. Сейчас ее нынешний четвертый класс тоже многонациональный: есть дети не только православной веры, но и мусульмане, буддисты. Тем не менее все единогласно выбрали для изучения православную культуру, потому что это основа страны, в которой ребята живут.

Наталья Вячеславовна моментально покоряет сердца учеников, даже юные журналисты поддались ее силе притяжения. Особенно после ее рассказа о своей первой «минуте славы» в средствах массовой информации.

– А обо мне уже писали в газете, – улыбнулась Наталья Вячеславовна. – В студенческие годы в Чимкенте. Нас регулярно вывозили на сбор хлопка. Каждый должен был собрать за смену 60‑70 килограммов. Но если ты соберешь 100 кг, про тебя напишут статью и опубликуют в местной газете. Это считалось очень почетно! Славу надо зарабатывать упорным и честным трудом! С того времени я поняла, что не надо бояться больших задач и надо делать все, за что берешься, по высшему разряду.

Мария ЕВЛАДЕНКО, ученица 9‑го класса школы №1173


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
  • Пока не знаю, надо изучить систему 55%
    110 голосов 55%
    110 голосов - 55% из всех голосов
  • Нет 31%
    61 голос 31%
    61 голос - 31% из всех голосов
  • Да 14%
    28 голосов 14%
    28 голосов - 14% из всех голосов
Всего проголосовало: 199
Ноябрь 25, 2020 - Декабрь 1, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt