Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Котам нужна живая мышь…». Настоящий путь к познанию – проект

Дата: 24 апреля 2011, 21:54
Автор:

Многострадальные школьные курсы литературы и истории так и не нашли себя после отмены истин, изложенных Лениным в статье «Памяти Герцена». Нет больше логики освободительного движения в России и мире. Остались собственно история с её событиями и датами и литература с её постоянным стремлением к совершенству. Мы, освобожденные от пут идеологии, открываем перед нашими учениками мир, полный тайн и совершенства, а они, в большинстве своём… не проникаются красотой этих тайн. Чего же не хватает нашим аргументам? Почему нас слышат, но не слушают?

Итогом этой деятельности стали не только призовые места на проектных конференциях, не только возросшая позитивная и осознанная активность на уроках, но и вопрос: «А что бы еще почитать, чтобы было понастоящему интересно?»

Урок сам по себе не слишком хорошо подходит для того, чтобы «зажечь» учеников. Он предназначен прежде всего для того, чтобы пройти программу: эта взаимная обязательность лишает обе стороны процесса свежести восприятия, интереса. Учебник и сорокапятиминутный отрезок времени делают своё дело: абсолютное, доктринное не привлекает поколение next, взрощенное под слоганы рекламных пауз.

Из-за изложенных выше причин сам формат урока в его сегодняшнем виде должен восприниматься как подготовительная стадия работы, на которой ученики и учитель учатся доверять друг другу, работать вместе, находить интересные темы для внеурочного общения. Кроме того, педагог может, если он искренне заинтересован в развитии своих воспитанников, постоянно показывать, что границы темы намного шире тех границ, которые поставлены на уроке. Школьник должен выходить с занятий с ощущением информационного голода.

А настоящим полем деятельности может стать проектная работа. Она как будто создана для того, чтобы ученики и учитель вместе прошли путь познания. Здесь всё по-настоящему: нельзя заставить – можно только увлечь, нет обязательного объёма, нет строгих временных рамок. Сейчас проводится огромное количество научно-практических конференций, на которых ребята получают не только дипломы за победы, но и сертификаты участников, что делает эту работу ещё привлекательнее для наших воспитанников.

Проектная деятельность должна проходить как минимум в три этапа. Первый: проекты на одно занятие (задача таких проектов состоит в том, чтобы показать ученикам возможности научного познания и, самое главное, получить результат). Второй: проекты, подготовленные к определённой научно-практической конференции. Такие проекты учителя готовят для того, чтобы занять призовое место и пополнить как портфолио учащегося, так и своё. Ну, и вершина – проекты, которые разрабатываются ради познания. Они позволяют приоткрыть дверь в мир знания. Но прежде чем подойти к этому типу проектов, необходимо освоить первые два.

Опыт показывает, что на третьем этапе нужна большая проектная группа. Ее работу необходимо разделить на множество маленьких частей, доступных для детского восприятия. Особое внимание обратите на то, чтобы задания не дублировались – это резко понижает их ценность для учащихся. Зато разрабатывать одно задание могут как один, так и двое и более ребят.

Работу над таким проектом следует разделить на следующие этапы: формулировки темы, цели и задач; сбор информации (на это уходит больше всего времени), переформулировка темы (когда собрали нечто более интересное, нежели собирались); аналитическая работа (попытка создания самостоятельного комментария с одновременным изучением классических комментариев на данную тему, очень важно, чтобы дети почувствовали себя участниками диалога, растянутого в веках); оформление; открытая предзащита, на которой каждый участник проекта должен иметь возможность представить часть общей работы.

Во время предзащиты, которая может быть открыта только «для своих», становятся видны недоработки, как содержательные, так и оформительские. Только после исправления всех ошибок можно давать проекту путёвку в жизнь на конференции. Именно здесь дети наконец-то видят, какой объём подняли, как выглядит их работа на фоне остальных.

Работу над проектами третьего уровня стоит начинать в начале второго полугодия. До конца учебного года стоит планировать первые три этапа работы над проектом. Оставшуюся часть работы следует доделать в течение первого полугодия следующего учебного года. Таким образом, достигается преемственность в изучении проблемы, ученики чувствуют доверие и ответственность, а это окрыляет.

За последние три года я дважды реализовывал проекты третьего уровня.

Во время изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» мне бросилось в глаза, что мои ученики очарованы Воландом и его свитой: при обсуждении говорили о справедливом и искреннем дьяволе, его ироничном взгляде на современного человека.

И тогда на помощь пришли часы проектной работы. 12 человек активно включились в работу: за три месяца мы рассмотрели образ врага рода человеческого в «Божественной комедии» Данте, «Фаусте» Гёте, «Докторе Фаустусе» Т.Манна. Кроме этих текстов, ребята самостоятельно нашли и предложили к рассмотрению порядка двадцати художественных произведений XII-XX веков, в которых так или иначе рассматривается образ врага рода человеческого.

Нам удалось классифицировать образ дьявола, рассмотреть его эволюцию, проанализировать характер диалогов дьявола с человеком. И, в конце концов, сопоставить просветительский образ из романа Булгакова со средневековым образом, созданным Т.Манном.

Итогом этой деятельности стали не только призовые места на проектных конференциях, не только возросшая позитивная и осознанная активность на уроках, но и вопрос: «А что бы еще почитать, чтобы было по-настоящему интересно?»

Может быть, мой опыт поможет коллегам вспомнить нехитрую истину, озвученную Мефистофелем:

Котам нужна живая мышь,

Их мёртвою не удивишь.

Живой интерес порождает у ребят желание прочитать, узнать, понять, помогает ученикам поверить, что учителю это все тоже интересно, что он не «отбывает» часы, а готов идти вместе с ними путем познания.

Андрей Вдовин, преподаватель литературы, заместитель директора по воспитательной работе Московского культурологического лицея №1310

Фото Оксаны Родионовой


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt