search
main
0

Космос на экране смартфона

Отличаем факты от вымыслов

Мне повезло застать время, когда в 10‑х классах преподавали астрономию. Помню довольно тоненький учебник (по сравнению с объемной физикой), поездки всем классом в Московский планетарий, красивые названия звезд: красные сверхгиганты Бетельгейзе и Антарес, чуть поменьше – Арктур. В начале 90‑х астрономию убрали из списка обязательных предметов, и вернулась она в школы только в 2017‑м. А почти год назад Минпросвещения вновь решило исключить ее из школьной программы…

 

В фундаменте школы – история любви

– Астрономия гораздо ближе к жизни, чем мы думаем, – убеждена Ксения Кантор, директор екатеринбургской школы астрономии KANTRSKRIP. – Самое простое: у нас в руках телефоны, а в них есть навигаторы. Как они работают? Через спутники, находящиеся на околоземной орбите. Измеряя время прохождения сигнала между спутниками и приемником, можно определить, в какой точке трехмерного пространства мы находимся. Спутники GPS помогают добраться из одного места в другое, мы экономим на издержках, сокращаем время поиска маршрута, оптимизируем доставку продуктов, а это значит, что хлеб и молоко будут стоить дешевле. Фотографируя зоны лесных пожаров со спутников, защищаемся от них, заранее определив опасные участки. Можно долго перечислять области народного хозяйства, где действуют космические помощники. Не говоря уже об освоении космоса и фундаментальных открытиях, позволяющих понять, как устроена Вселенная и какое место в ней занимает наша планета.

Конечно, посвятить жизнь звездам – задача не из легких, все астрономами не станут. Зато дети приобретут массу полезного: получат логические навыки, разовьют способность ясно мыслить, выстраивать взаимосвязи, искать творческие подходы к решению любых задач. Наконец, сформируют научное мировоззрение и научатся отличать факт от вымысла, не станут бездумно доверять бездоказательным теориям из разряда «мир создан пришельцами» или «Земля плоская».

Школа KANTRSKRIP – единственная в России частная школа астрономии, социальное предприятие, которое занимается популяризацией и профориентацией в области космических и естественных наук, подготовкой к профильным олимпиадам и просто прививает школьникам интерес. Школа выступает организатором ежегодного семейного фестиваля «Дни космоса», выездных мероприятий «Дни науки» и многого другого. Замысловатое название – вовсе не тайное заклинание астрономов древности, а всего лишь аббревиатура, состоящая из фамилий основателей – Ксении Кантор и Павла Скрипниченко.

В фундаменте школы заложена история любви. Так вышло, что молодой педагог-психолог Ксения восемь лет назад влюбилась не только в Павла, ученого и популяризатора науки, ведущего научных проектов в Екатеринбурге, но и в саму астрономию – его дело, мечту и идею. Тогда он, преподаватель Уральского федерального университета, переживал, что молодежь не идет осваивать космос. И вместе они придумали школу как просветительский проект.

– Мы полезли в абсолютно неизведанную область, и нам было страшно, – вспоминает Ксения. – А вдруг проект не взлетит, вдруг окажется никому не нужным?

Однако романтические чувства иногда срабатывают, как космическое топливо для летательного аппарата: бизнес-план Кантор и Скрипниченко прошел экспертную оценку фонда «Наше будущее», поддерживающего социальное предпринимательство. Затем школа победила в конкурсе фонда на лучший проект, это сформировало ее социальную направленность.

 

Трамплин в космическую науку

Сегодня в школе KANTRSKRIP 18 образовательных программ, еще две находятся в разработке. Все они делятся на три категории. Начальный уровень – программы с целью мотивировать и заинтересовать детей от 8 до 12 лет. Здесь есть обучение химии и физике, но большинство направлений все же касаются астрономии. Преподаватели школы занимаются популяризацией космических наук среди школьников и тем самым расширяют для них выбор сферы деятельности. Попробуйте доступно и увлекательно рассказать о сложных и малоизвестных профессиях будущего, которые предполагают изу­чение не только астрономии, но и экзопланетологии (эта наука существует в международном сообществе, но еще не представлена в России), астрофизики и астрохимии, космической медицины и космического права! Педагоги дают базовые знания, которые помогут при поступлении в профильные вузы.

Блок для ребят с 13 лет – в основном программы предпрофессиональной подготовки для уже заинтересовавшихся космической наукой. Здесь, с одной стороны, поддерживают этот интерес, а с другой – готовят к обучению на первых курсах. Ведь бывает, что подросток, увлеченный любимым предметом, поступает на астрономический факультет по баллам, но доучиться не может – слишком много материала, к освоению которого он не готов. Кроме общей теоретической астрономии преподается наукоемкое программирование, то есть сплав программирования и астрономии.

Наконец, еще одно направление – олимпиадная подготовка в Екатеринбурге и Свердловской области. Выигрыш заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников позволяет ребенку поступить вне очереди в любой профильный вуз или получить сто баллов по физике. И многие идут учиться на астрономов в МГУ, ведь если можно в любой вуз, то почему бы не выбрать лучший? Там иногда образуется даже конкурс для тех, кто идет без конкурса, но в результате всех победителей, как правило, берут. Сегодня в МГУ учатся четыре ученика KANTRSKRIP и еще два поступили и начнут учиться в нынешнем году.

Специально для одаренных детей разработана программа «Академия звездного флота», которая проводится в цифровом формате. Участники программы становятся членами «экипажа» (по четыре человека в каждом) и решают различные задачи – от социальных до инженерных, но чаще представленных на стыке нескольких наук. Одновременно в школе астрономии обучаются около 100 человек. Есть группы для взрослых, интересующихся точными науками. А всего за семь лет открыли дверь в науку 300 учеников.

– Деятельность школы достаточно разветвленная, хотя в штате у нас всего два человека, – говорит Ксения. – Я являюсь директором по уставу, но деньги за работу не беру. 18 педагогов приглашаются под реализацию конкретных программ. Мы заключаем с ними договор на определенный период. Это выпускники или студенты 5‑6‑го курсов кафедры астрономии и геологии УрФУ. Начиная с четвертого курса они имеют право вести преподавательскую деятельность. Есть также школы, которые заказывают у нас программы, например частная школа имени Ю.А.Гагарина. Иногда к нам обращаются с просьбой: «Можно мы у вас учителя физики возьмем, а то наш уволился?..» Мы им помогаем профильно: даем знания на курсах повышения квалификации для педагогов.

 

Почему огурец не горит?

Старший преподаватель и научный руководитель направления школы по химии Анна Килина, словно завзятый волшебник, может прямо на глазах у учеников делать удивительные вещи: с помощью индикатора покрасить щелочь в колбе в красивый зеленый цвет, зажечь малиновое или зеленое пламя, укротить жидкий азот так, чтобы он превратился в облако пара, и даже… поджарить соленый огурец, который сработает как проводник тока и ярко заискрится. Она знает десятки самых невероятных химических опытов.

Эстафету занимательной науки подхватывает другой педагог, Максим Кулеш: он предлагает ученикам установить в смартфон приложение, благодаря которому можно в любое время дня и ночи наблюдать за Северным полушарием звездного неба, найти любое созвездие или небесное тело. Контуры созвездий и их названия, объясняет Максим, соответствуют культурным представлениям ученых древности: они как детские книжки-раскраски, которые нам предстоит заполнить своими наблюдениями. Чтобы исследованию ничего не мешало, приложение способно даже «отключить» атмосферу Земли и солнечный свет!

Гарик Белоусов, сидя за первой партой, внимательно слушает педагогов и четко повторяет за ними слова, чтобы лучше запомнить. Он уже прошел в школе четыре детских образовательных курса и два для подростков. У детей с ОВЗ вроде Гарика возникают проблемы не только с усвоением информации, но и с социализацией и адаптацией в группе. Для них в школе KANTRSKRIP придумали другой проект – фонд «Хочу в науку», который собирает пожертвования и грантовые средства, чтобы оплачивать обучение детей из малоимущих семей. Фонд также предоставляет тьютора – психолога или педагога. Ксения Кантор как педагог-психолог сама разработала программу по адаптации, а обязанности тьюторов выполняют студенты психфака УрФУ. Гарик одним из первых начал посещать KANTRSKRIP по льготному тарифу, а тьютором стала его мама Анна Белоусова. Обучение мальчика – настоящая история успеха, подтверждающая факт: никакие особенности не будут препятствием, если есть упорство и неподдельный интерес к учебе.

– Гарик учился в коррекционной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи, – рассказывает Анна Белоусова. – Неожиданно он заинтересовался точными науками – астрономией, химией, физикой. Нам очень помогла школа астрономии, потому что в его школе таких знаний не дают. Когда он посещал детскую группу, окружающим было трудно понять, что он хочет сказать, и я ходила на занятия вместе с ним, была его «переводчиком». Мы прошли всю программу, осталась только олимпиадная астрономия. Сейчас он сам приезжает в школу на транспорте, справляется с заданиями, ездит в обсерваторию на экскурсии. Школа астрономии – это среда, где с ним общаются на равных, его особенности не мешают общению. И мне важно, чтобы он видел разноцветье мира за пределами коррекционной школы, понял, что в нем другие правила, люди, краски и штрихи.

А вот история успеха одаренного ученика. Даниил Терешин тоже проходил обучение в школе по курсу общей астрономии. Становился призером Всероссийской олимпиады школьников, поступил в УрФУ и учится уже на 5‑м курсе. Недавно вернулся в KANTRSKRIP уже как педагог: преподает курс общей астрономии, ведет физико-химическое шоу и одновременно занимается наукой, впрочем, как и большинство педагогов школы.

По статистике, наиболее популярной сферой социального предпринимательства является образование для детей и подростков. 30% проектов – инклюзивные школы, частные детские сады или ясли, реабилитационные центры для детей с нарушением развития, а чаще всего – учреждения дополнительного образования. Вовсе не потому, что государство не заботится о развитии детей, просто у него часто не доходят руки, чтобы организовать кружок или секцию, детский театр или мастерскую для детей с ОВЗ. Пустую нишу занимают отчаянные, смелые, целеустремленные люди и мелкими стежками штопают «черные дыры» в образовательной сфере.


Людмила ПОЛОНСКАЯ, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте