search
main
0

Кошелек или партнер . Вузы и бизнес ищут взаимопонимание

Вузы вышли на рынок труда, они начинают вести себя в соответствии с принципами рыночной экономики. Работодатели признают это, но они недовольны уровнем профессиональной подготовки выпускников. В итоге нередко приходится доучивать молодого специалиста непосредственно на производстве, подчас затрачивая на это несколько лет. О различных формах и методах сотрудничества работодателей и предприятий с высшими учебными заведениями шел разговор на Всероссийском деловом форуме.

Крупные корпорации предпочитают тесное сотрудничество с конкретными вузами и «выращивают» специалистов «под себя». Но затраты на это велики, да и нет гарантии, что специалист останется на производстве надолго. Этот путь годится только для крупных компаний, фактически являющихся монополистами в регионе. По данным Игоря Филькевича, исполняющего обязанности заведующего кафедры методологии управленческих решений Российского государственного социального университета, около 100 тысяч российских студентов прошли корпоративное обучение. Это мало, ведь каждый год вузы выпускают более миллиона человек.

Еще один путь взаимодействия высшей школы и производства – целевой прием. Валерий Нестеров, ректор Кемеровского государственного технического университета, считает этот метод едва ли не панацеей от всех бед высшего образования. Он объясняет такую практику одним: шахте нужны обученные специалисты, которые никуда больше не уйдут. Для этого вместе с предприятиями создана сложная система отбора: из 350 человек остались 50. Причем стратегические договора университет заключил с 4 компаниями. Поступившим вручаются контракты, подписанные студентом, компанией и вузом, в которых обозначены обязательства каждой стороны. Студенты также получили подарки от компании, сертификаты о зачислении в стратегический резерв, и был зачитан приказ о приеме их в штат предприятий, по которым они все распределены. За каждым закреплен наставник.

«Чтобы получить хорошего специалиста, нам нужно иметь четыре составляющие, – считает Валерий Нестеров. – Это хороший студент-абитуриент, хорошая материально-техническая база, хорошая образовательная программа и хороший профессорско-преподавательский состав.

Мы провели консультации со всеми главными специалистами шахты по этим специальностям, учли их замечания и сохранили в образовательной программе все федеральные компоненты и стандарты, добавив «умения». 30 процентов времени мы помимо федеральной составляющей заняли дисциплинами по согласованию с предприятиями».

Горная промышленность требует обязательной хорошей практической подготовки специалистов. Но по стандарту у студента от 7 до 10 недель каникул и 3 недели на практику. Поэтому в трехстороннем договоре в отличие от стандарта заложены две практики, так что от каникул остается одна неделя.

Сложности взаимодействия с предприятиями Валерий Нестеров видит в том, что на шахте распоряжается управляющий, а ее собственники – в Испании, и ему за пять лет ни с одним из них встретиться не удалось. «Поэтому через генеральных директоров потихоньку каждый день долбили-долбили, и в результате получилось, 4 компании подписали соглашения. Компании нужно 50 специалистов, и она нам дает 4 миллиона рублей на науку. Этого достаточно, чтобы молодых преподавателей подтянуть. Если они решают остаться, то соглашаются на наши условия и подписывают договор о своем профессиональном росте, а именно: должны защитить диссертацию, написать монографию, разработать курсы и учебные пособия, докторскую диссертацию до 40 лет написать. Мы и с губернатором договорились: молодые преподаватели получат беспроцентный кредит на жилье».

Другой подход к работе с производственниками в Курском государственном техническом университете. «Мы объединяем работающие с нами предприятия в профессиональные сообщества, – делится опытом его проректор Сергей Меркулов. – Пока нам удалось сформировать три по направлениям: машиностроение, строительство и легкая промышленность.

Причем с этими сообществами промышленных предприятий сотрудничает не один наш университет, а так называемый университетский комплекс. В него вошли несколько вузов, ссузов и учреждений НПО. Все они объединены общим направлением подготовки. Мы выпускаем не только специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, но и рабочие кадры. Особо эту форму работы приветствуют предприятия малого и среднего бизнеса».

В университете создаются творческие научно-производственные студенческие бригады, которые работают на конкретных предприятиях или, по крайней мере, в конкретной области, сочетая теоретическую подготовку по специальности с решением тех производственных задач, которые выдвигают предприятия региона и отрасли.

Это также нам позволило широко привлекать специалистов отрасли к образовательному процессу. Мы столкнулись с тем, что серьезные, маститые производственники неохотно идут в аудиторию. А вот когда рядом в отделе 2-3 часа в день работают студенты, то отношение к ним уже другое. Эффективность программы профессиональных сообществ бесспорна, считает проректор.

Основная трудность, с которой сталкиваются многие вузы, – это отсутствие какого-либо перспективного прогнозирования потребности в кадрах на производстве, как на ближайшую перспективу, так и на отдаленную. Предприятия в основном живут сегодняшним днем.

Владимир Грызлов, ректор Череповецкого государственного университета, предлагает иной вариант финансирования. Он обращает внимание на то, что все вузы сталкиваются с одной и той же проблемой – различными требованиями потребителей к качеству образования. Так, работодатель желает получить узкую специализацию, студент нацелен на универсальные знания, общество – на то, чтобы учиться всю жизнь. Стала заметной и еще одна проблема. Многие выпускники вузов не собираются работать по специальности. Для высшей школы это ненужная трата ресурсов.

Одним из способов ликвидации этих и других противоречий Владимир Грызлов считает многоуровневую систему подготовки бакалавр – магистр. По его мнению, переход с одного уровня на другой должен осуществляться через конкурсный отбор, и завершение каждого уровня нужно фиксировать соответствующим дипломом.

Ключевым вопросом, естественно, является финансирование вуза.

Ректор считает, что на первом уровне обучения оно должно быть полностью бюджетным. На втором и третьем уровнях можно применять смешанное финансирование с учетом интересов субъекта Федерации и бизнеса. Также, конечно, должны платить и физические лица при получении второго высшего или неполного высшего образования.

Вузы часто смотрят на бизнес только как на источник дополнительного финансирования, считает представитель Российского партнерства по развитию бизнеса Анна Зеленцова. Однако бизнес может принять участие в экспертизе и подготовке стандартов. Он также может дать практический опыт и умения через систему стажировок и организацию исследовательских проектов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте