Когда учителя года собираются вместе, способны ли они создавать общие идеи? Кто-то скажет, что коллектив ярких индивидуальностей может и переругаться. А вот и нет! И доказательство тому – V Всероссийский фестиваль клубов «Учитель года». Педагогов объединили в команды и как бы обезличили. Когда мы выполняли задания организаторов фестиваля, было не очень важно, кто какие предметы преподает, какой регион представляет, давно ли участвовал в конкурсе и какие награды заработал. Важно было выполнить задание в срок, точно, креативно, действовать в унисон с коллегами.
Могу сказать искренне: в нашей команде «ЗНАНИЕ Б» никто не пытался командовать, ставить себя выше других. Все слушали друг друга с уважением. Даже меня, не педагога, а журналиста.
К первому заданию мы приступили уже вдохновленные экскурсиями по достопримечательностям Тулы. Задания и полезные советы – в брошюре «Мое портфолио профессиональных достижений», которую получил каждый из нас. Есть поддерживающая группа в Telegram.
Наша команда – это представители Новгородской, Курской, Липецкой областей, Красноярского, Приморского краев, Республики Башкортостан, Москвы. С нами чудесный модератор Людмила Салтыкова из тульского клуба «Учитель года», она заботится, чтобы мы вовремя были там, где надо быть, а также поняли, что от нас требуется на фестивале.
Одна часть команды делает визитку и весело хохочет. Вторая сочиняет педагогический кейс. Время бежит быстро. И вот уже пора в актовый зал центра образования, который похож то ли на собрание выпускников, то ли на растревоженный улей – 200 с лишним человек все-таки!
Мне выпала честь первой из гостей говорить приветственную речь. Смущение прочь – я ведь представляю департамент общественных связей аппарата Общероссийского Профсоюза образования, самого массового в стране.
Приятно видеть и слышать председателя Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года» Светлану Ильину. «Пеликаны» из региональных клубов слушают Светлану очень внимательно. С удовольствием поют гимн организации.
И вот самая импровизационная часть дня – скоростное наставничество. В каждом раунде принимают участие 4 команды. Одна группа озвучивает свой кейс, остальные придумывают решение здесь и сейчас. Напоминает КВН. Но далеко не все ответы шуточные.
Вот, например, кейс, который предложила команда «Кадровый резерв Ф»: «Молодой учитель в «розовых очках» принят на должность учителя русского языка с нагрузкой 30 часов в неделю и классным руководством. Вопрос: как сохранить молодого специалиста в школе и профессии?»
Ответы:
- «Я б к наставнику пошел. Пусть меня научат!»
- «Нужен наставник, но не диктатор, а тот, кто помогает педагогу развиваться. Нельзя сваливать на молодого специалиста большую нагрузку. Но мало нагрузки – мало денег. Некоторые директора устанавливают систему премий… Еще молодому учителю можно предоставить выбор внеурочных курсов. Хочет петь – пусть поет с детьми, хочет стихи писать – пусть пишет. И тогда он обрастет кругом единомышленников».
- Сценка. Завуч – молодому специалисту: «Вы отправляетесь в методический лагерь». После лагеря. Молодой учитель: «Родители мои помощники, с детьми создаю ситуацию успеха, а семья – надежный тыл».
На следующий день в Ясной Поляне мы работаем в двух зданиях – образовательного комплекса и пансиона. Для связи используем дистанционные технологии. Но прежде чем обмениваться идеями, надо их придумать.
Образовательное событие моей команды «ЗНАНИЕ Б» – урок применения знаний. А сами знания должны дать коллеги из «ЗНАНИЯ А». Тема возникает спонтанно: кто-то вспомнил, что у представительницы Республики Саха (Якутия) есть с собой варган. Итак, будем говорить о звуке! Формат: урок, отыгранный как мастер-класс. Фокус-группу соберем? Времени мало, работаем с залом. Каждый предлагает свои идеи межпредметного характера.
И вот наш выход. Коллеги из «ЗНАНИЯ А» дали понятие звука, рассказали об условиях, при которых может существовать звук, где мы сталкиваемся в жизни со звуками и какими.
А мы предлагаем создать звуки самим и отгадать записанные – грозы, морских волн. Логичное продолжение – поэзия, гекзаметр, звукообразы. Предлагаем подставить правильные слова в стихотворение Осипа Мандельштама «Бессонница, Гомер, тугие паруса…»: «И море Черное, витийствуя, шумит. И (с сильным уханьем, бурным рокотом, тяжким грохотом, тихим шепотом) подходит к изголовью».
Затем зал произносит с разными эмоциями фразу «У нас командная работа». И наш коронный номер – варган! Коллега играет на нем мастерски. А зал делится ассоциациями. Не поверите: кто-то вспомнил даже про суету с отчетами, которые нужно прислать вчера…
И вот третий, финальный, день фестиваля. А чувство – что мы здесь не меньше недели… Творческий индустриальный кластер «Октава» – замечательное пространство. Я купила книжку, которую в столице не могла найти.
Вот и долгожданная встреча со студентами Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого. Обсуждаем, как рекламировать специальность «учитель иностранного языка» (она досталась нашей команде) во время агит-марафона «Я б в учителя пошел». Педагоги со стажем называют плюсы профессии и просят студентов рассказать, почему они пошли в педагогику. Формат придумали – ярмарка вакансий, песни-переделки написали. Идем на концерт.
Интересно слушать всех! Здесь и сценки, и песни, и танцы. На ура идут юмористические диалоги: «Кто хочет ночами напролет точить карандаши на весь класс?» – «Я!» – «Кто хочет плакать над контурными картами, где Америка оказалась в Австралии?» – «Я!» – «Кто все-таки хочет на геофак?!» – «Я!» – «Вопросов больше не имею».
Наше выступление завершает агитмарафон, и песня на мотив «Yesterday» для концовки самая подходящая:
«Ты король!
Вот и в школу ты пришел теперь.
Все сомнения позади, поверь.
И в школьный мир открыта дверь».
Закрытие и отъезд стремительные. Зато нет времени на грусть. Тем более все знают, что обязательно вернутся на будущий год.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии