Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Родом из детства

Королевство спортивных сказок

Детская музыкально-ритмическая физкультурно-театральная студия
УГ - Москва, №06 от 9 февраля 2021. Читать номер
Автор:

С первобытных времен игра для человека была важной составляющей его жизни. Сначала игры воспринимались как обучение навыкам выживания. Первобытные люди разыгрывали сцены охоты, чтобы освоить необходимые модели поведения во время реальной погони за добычей и ее захвата. Также игры были основным методом приобретения знаний о защите потомства, племени и территорий.

С развитием цивилизации и появлением культурно-общественных отношений игры стали приобретать другие формы. Еще в VI веке до н. э. игра стала популярна как носитель культурного наследия и эстетического удовольствия – с того времени игра стала носить характер театрализованной постановки. Такая концептуальная идея существует и по сей день – это театр. Автор работ, связанных с психологией искусства и развития человека, Л.С.Выготский указывал на значительную функцию театра в жизни человека – вызывать у человека эстетическое наслаждение. С одной стороны, человек, наблюдающий за игрой актера, получает «эмоционально-интеллектуальное» наслаждение, с другой стороны, актер при успешной реализации роли испытывает такие же чувства.

В наше время игра активно применяется в процессе воспитания детей в детских садах. Учитывая историю развития игры и ее ключевую реализацию в направлении театрализованной деятельности, мы решили воспользоваться этим в нашей работе. Так, на протяжении многих лет работы в детском саду с детьми-дошкольниками нам удалось соединить элементы театрализации, музыки, физической культуры, рисования, работы с родителями в единую творческую деятельность, реализуемую в игре.

Исходя из вышесказанного, мы можем выделить три ключевые функции игры при работе с воспитанниками детских садов:

– передача общественного культурно-исторического опыта;

– в связи с передачей культурно-исторического опыта имеют место развивающая и воспитательная функции игры;

– возможность переживания эстетического удовольствия как играющим человеком, так и наблюдающим за игрой.

Эти функции игры мы реализуем в детской музыкально-ритмической театрализованной студии «Королевство спортивных сказок».

Так, с детьми (преимущественно старшего дошкольного возраста), их родителями, а также с другими педагогами мы работаем над физкультурно-ритмическими театрализованными музыкальными постановками детских сказок.

Основная идея такой работы состоит в реализации двигательной деятельности под музыкально-ритмические фонограммы с использованием элементов театрализации. Воспитанники выполняют физические упражнения под сюжетные музыкальные фонограммы сказок, обыгрывая их с использованием приема инсценировки происходящего в движении (физические упражнения, пантомима, изображение эмоциональных реакций).

При подготовке к постановкам сказок каждый участник данной работы получает роли. Например, дети – это актеры, родители – дизайнеры костюмов, воспитатели – декораторы, музыкальный руководитель – режиссер, инструктор по физической культуре – постановщик и хореограф.

В данной работе мы также организуем сцену и освещение на ней, которое создает цветовую динамику проигрывания спектаклей. Это дисциплинирует детей, позволяет почувствовать серьезность и ответственность командной работы.

После проведенной работы по подготовке спектакля постановка разыгрывается перед другими детьми образовательного учреждения, а также перед родителями воспитанников. Таким образом, организуется воспитательная, творческая и культурно-досуговая работа.

В результате мы как бы играем в театр, где у каждого есть своя роль, своя функция и своя ответственность. Такая работа способствует развитию произвольности поведения, физических качеств, творческого воображения, эмоционального благополучия. Максимальная точка развития этих компонентов проявляется во время показа сказки. Это видно по тому, как сосредоточенны дети в процессе выступления, так как им приходится показывать сказку в буквальном смысле слова самостоятельно или с небольшими подсказками педагога в роли суфлера.

Воспитанникам необходимо помнить, в какой момент надо выйти на сцену, когда уйти за кулисы. Если кто-то из детей забывает выйти на обыгрывание сценического номера, другие участники спектакля всегда подсказывают ему, что является показателем полного и целостного понимания сложившейся ситуации. Дети, сосредоточенны на протяжении всего мероприятия и способны помочь товарищу, если тот отстает.

Это является отличной базой для подготовки ребенка к школе, где на уроках необходима длительная и непрерывная работа. Возможность долго сосредоточиться на определенной деятельности, быть последовательным в ее выполнении, знать и помнить алгоритмы действий является отработкой, предшествующей развитию у старших дошкольников способности к усидчивости, концентрации, последовательности действий, умения работать в группе – одних из необходимых показателей для успешной готовности к обучению в школе. Такова специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках студии «Королевство спортивных сказок».

Работа с младшими дошкольниками строится иначе. Для детей этого возраста важно в первую очередь развитие активного воображения, крупной моторики, координации, пространственного восприятия, эмоционально-положительного отношения к двигательной и творческой активности. Это своеобразная подготовка к будущей организации работы по созданию постановок сказок.

Ведь игра в жизни ребенка (да и взрослого) остается средством, через которое возможно реализовать весь творческий, духовный и физический потенциал.

Андрей БУРМАКО, педагог дополнительного образования школы №2033


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt