«Наш класс – это маленькое королевство со своим Уставом и законами, успехами и неудачами, со своими гениями и пока еще нераскрытыми талантами. Правит всем этим великолепием королева Анна – наш классный руководитель Анна Михайловна ПОЛОУХИНА. Для всех нас она мама и бабушка, друг и подруга одновременно. Это ее заботливыми руками создан маленький мир под названием 9-й «А», это она всегда готова протянуть руку помощи, наставить на путь истинный каждого заблудившегося или сомневающегося, утешить или поругать при необходимости…»
Я читала школьную газету, в которой 9-й» «А» таврической средней школы №1 сочинил целый гимн своей любимой классной, а «королева Анна» металась от меня к кабинету, где ее класс сдавал экзамен. Подбадривала тех, кому испытание еще предстояло, обнимала тех, кто уже мог вздохнуть облегченно. Волновалась, похоже, больше детей, хотя 9-й «А» в школе считается одним из лучших по успеваемости. Сегодня они тихие, ведь впереди – неизвестность: кто-то, наверное, уйдет из школы, и дружный коллектив понимающих друг друга однокашников станет совсем другим…
А вообще-то 9-й «А» – шумный, веселый и задиристый, очень любящий побеждать. Это доказывают школьные конкурсы и мероприятия, предметные олимпиады, в которых ребята из класса Анны Михайловны участвуют активнее всех. Именно поэтому 9-й «А» регулярно получает высокое школьное звание «Класс года», которое присуждается по сумме баллов – сюда входят и учебные показатели, и творческие успехи, и спортивные достижения.
– Наш класс – самая настоящая семья, – рассказывали ребята наперебой. – Новенькие вливаются в коллектив быстро. Талантов очень много. У нас свои артисты и художники, мастера-«золотые руки», организаторы классных и школьных мероприятий, есть спортсмены, есть интеллектуалы.
Есть и трудные. Точнее, были – теперь, когда Анна Михайловна с ними пятый год, самое сложное позади. И дети стали другими, и родители, с которыми хлопот гораздо больше – воспитать их тяжелее. Как она этого добивается, королева не может четко сформулировать. Нет у нее каких-то особенных методик и научных подходов. Есть главное – уважение к личности ребенка. «Подданные» утверждают, что она добрая и внимательная. Анна Михайловна себя такой не считает:
– Ну какая я добрая? Я разная. Бываю мягкой, но бываю и строгой. Даже голос повышаю иной раз. Но унизить ребенка для меня – табу. Мне кажется, им в жизни и без меня проблем хватает. Дети ведь не рождаются трудными, это родители их такими делают – недостатком любви и внимания. Стараюсь общаться на равных, быть товарищем. Даже в самом плохом ученике ищу хорошее. У меня мальчишка есть, из другой школы пришел. По моему предмету, математике, двойки да тройки поначалу были. Зато много читает, думает. А как говорит! Настоящий философ. Но не со всеми – стесняется. Первое время в классе молчал, сторонился всех. Я уж и так, и этак. Что ж ты, говорю, такой молчаливый. Ведь сказать умеешь лучше других. «Не каждый поймет», – отвечает мне мальчик печально. «Но ведь я-то тебя понимаю, давай сделаем так, чтобы и другие поняли, – убеждала я его. – Ты умный, красивый, пускай это другие увидят. А математику подтянем»! Потихоньку он стал общаться. И девчонки заглядываться начали на парня, и самооценка у него поднялась. Вообще мне кажется, что детям надо больше доверять. Они очень хорошие люди, чуткие, внимательные, добрые. Они сами – воспитатели и себе, и товарищам. Это родителей надо воспитывать, а дети инстинктивно тянутся к добру, надо только немного помогать им в этом.
Ну положим, насчет того, что голос повышает, Анна Михайловна преувеличивает. Напрягает разве что. Кричать на детей – дело некоролевское. Кто придумал называть Анну Михайловну королевой, уже не помнится. Прозвище совершенно ей, на мой взгляд, не подходящее. Маленькая и энергичная, живая и деятельная. Ни тени властной спеси, на «подданных» смотрит снизу вверх – «королева Анна», как минимум, на полголовы ниже любого из них. Приказывать не умеет. Но у детей на этот счет свое мнение:
– А такими и должны быть настоящие королевы. Щедрыми душой, всепрощающими и все умеющими. Как волшебницы. А зачем нам приказывать? Мы по глазам понимаем друг друга.
Нынче 9-й «А» отдал свое звание 11-му классу, выпускному. Но, как говорят «подданные»: «Мы не лыком шиты. Свое еще возьмем». Уступили-то всего один балл. А вот по одному показателю 9-й «А» всегда «выше всех» – по трудолюбию. Цивилизация докатилась и до рабочего поселка Тавричанка – уже многие мальчишки и девчонки не желают брать в руки швабры и тряпки. А полоухинский класс не только пол драит, но и ремонт самостоятельно делает в своем кабинете. Никто не заставляет, просто собрались вместе – дети, родители, классная – и решили: «А кто нам сделает лучше, чем мы сами? Труд еще никому не мешал в жизни». Берут пример с королевы. Она на месте никогда сидеть не может. 10 лет не занималась классным руководством, поскольку была завучем, возглавляла методическую работу. Поднимала своих – троих! – ребятишек. Двое, между прочим, стали учителями. И скучала. Без классного руководства чувствовала себя будто не в школе – общения с детьми недоставало. Тесно как-то было ей в учительской. Со своими ребятами Анна Михайловна всегда много путешествует. И по стране: в прошлом году ездили в Санкт-Петербург, нынче отправились в вояж по Золотому кольцу. И по родному району: походы – непременная часть жизни учеников Анны Михайловны, традиция, которой они не изменяют, даже став много старше. До сих пор, спустя годы, ее выпускники, собираясь вместе, отправляются в поход, предварительно забежав за классной. И ведь не 30 ей – столько уже в школе отработала, а по-прежнему берет рюкзак, надевает старенькие кеды и в путь. Рюкзак свой королева всегда носит сама. Заодно и еще чей-нибудь прихватывает. Ненароком – дабы не унизить слабого.
С 1968 года, когда Анна Михайловна Полоухина пришла в таврическую среднюю №1, она выпустила в жизнь пять классов. И каждый – часть ее жизни:
– Самый мой первый выпуск 1970 года был замечателен тем, что класс оказался полностью периферийный – ребят собрали из деревень района. Дети были непростые, зажатые, но мы вместе ходили в походы, пели песни, принимали участие во всех без исключения школьных мероприятиях. Придумали и организовали концерты в родных селах ребят. Как там ими гордились! Как они в себя поверили!
Именно с этого выпуска стали закладываться традиции «королевства». Одна из них – ребята из класса Полоухиной чаще других выбирают профессию педагога. Комсорг выпуска 1990 года Наташа Кельм теперь стала Натальей Павловной Айвазян, учительницей таврической средней школы №1. Из того класса почти 90 процентов – 18 человек – получили высшее образование.
Анна Михайловна, конечно, помнит всех. Не только по именам – это как раз дело нехитрое, но и по характерам, душевным качествам:
– Оля Извекова в любое время могла меня заменить на классном часе, организовать мероприятие. Вероника Савченко – славная, отзывчивая девочка, которой всегда было дело до проблем одноклассников. Три товарища – Коляденко, Ткаченко, Абулхаиров – не самые лучшие ученики, но хорошие парни, умели завести класс и повести его на доброе дело. У моих ребят судьбы складываются по-разному, но одно точно – все они стали достойными людьми. Мои дети – мое богатство. Наверное, потому они и зовут меня королевой, что я очень богатая. И счастливая!
поселок Таврическое, Омская область
Комментарии