search
main
0

Король бомбардировщиков

Когда наши войска перешли в наступление по всему советско-германскому фронту, бомбардировщиков стало катастрофически не хватать. ВВС остро нуждались в мощном фронтовом бомбардировщике. В июле 1943 г. возобновили выпуск нового туполевского бомбардировщика Ту-2.

Новая машина под заводским номером «103» совершила первый полет 29 января 1941 г. Это был выдающийся по тем временам фронтовой бомбардировщик, намного превосходивший немецкие машины (а по скорости – истребители!) и созданный несколько ранее коллективом В.М. Петлякова самолет «100», впоследствии названный Пе-2. При 1000 кг бомб с моторами водяного охлаждения АМ-37 на высоте 8000 м Ту-2 развивал почти недосягаемые для истребителей 635 км/ч. Потолок достигал 10600 м, дальность до 2500 км. В бомбоотсеке можно было разместить мощную бомбу ФАБ-1000, а в перегрузочном варианте еще две таких же на наружных подвесках. В дополнение к бомбам под крыльями могли подвешивать 10 реактивных снарядов. Оборонительное вооружение – две 20-мм неподвижные пушки впереди и три 12,7-мм пулемета защиты задней полусферы.

Результаты испытаний были ошеломляющими. Директору завода №18 предписали начать подготовку к серийному производству самолета «103», чтобы в 1942 г. выпустить 1000 этих машин. Но война спутала планы. Эвакуация завода в Омск на долгие месяцы задержала начало серийного выпуска самолета. Собственно, завода там не было, стояли только стены небольшого цеха. Накрыв их брезентом вместо крыши, несмотря на лютые сибирские морозы, рабочие приступили к сборке первых серийных самолетов «103» из привезенных из Москвы деталей. Но тут еще одно испытание.

Госкомитет обороны решил прекратить производство моторов АМ-37, чтобы сосредоточить все мощности на выпуске моторов АМ-39Ф для Ил-2. Пришлось срочно переделывать «103» под другие, «недефицитные» моторы воздушного охлаждения АШ-82. Испытания нового варианта самолета затянулись до 22 августа 1942 г. из-за дефектов системы зажигания двигателя. Эти двигатели давали большое сопротивление, и самолет показал несколько худшие данные. Первая группа из трех машин, получив обозначение Ту-2, в мае 1943 г. была отправлена для испытаний на Калининский фронт. Машины сразу полюбились экипажам. Они оказались не «по зубам» фашистским «мессерам».

Омский завод наладил выпуск Ту-2, к октябрю 1942 г. появилось еще 60 машин. Ими вооружили 132-й затем 12-й бомбардировочные авиаполки, вылетевшие на фронт. Там подтвердились блестящие летные и боевые качества самолета. Но несмотря на отличные отзывы фронтовиков, в октябре 1942 г. последовал приказ Омскому заводу прекратить производство Ту-2 и начать выпуск истребителей Як-9.

А на фронте Ту-2 продолжали укреплять свою славу. С высокой точностью поражали не только крупноразмерные цели – аэродромы, железнодорожные узлы, скопления войск и техники, но и достаточно малоразмерные: мосты, отдельные укрепления, штабы, корабли. Летом 1943 г.

18 Ту-2 из 285-й бомбардировочной авиадивизии отличились в Курской битве.

Отличные боевые качества

Ту-2 и обострившаяся проблема бомбардировщиков заставили Ставку пересмотреть прежнее решение. К тому времени самолет был снабжен улучшенными двигателями АШ-82ФН, усовершенствована его конструкция. Под индексом Ту-2С он выпускался до конца войны, с 1500 кг бомб имел максимальную скорость 547 км/ч и дальность полета 2100 км при крейсерской скорости 442 км/ч. Была улучшенная модификация – Ту-2Д с увеличенными до 2790 км дальностью и бомбовой нагрузкой до 4 тонн.

Из-за чрезвычайно высокой боевой эффективности Ту-2 их первоначально использовали как резерв Ставки. Верховный Главнокомандующий, в полной мере оценив этот самолет, хотел сохранить в тайне от врага наличие у нас целого соединения Ту-2. Он намеревался использовать его неожиданно в операции по освобождению Белоруссии, но при этом «беречь дивизию Скока, как зеницу ока».

В начале апреля 1945 г. точные удары тяжелых бомб Ту-2 способствовали быстрой капитуляции Кенигсберга. К началу Берлинской операции генерала И. Скока назначают командовать 6-м бомбардировочным авиакорпусом, куда входили уже 2 дивизии Ту-2. Они взламывали оборону врага на дальних подступах к городу, в районе Зееловских высот и наносили удары по Берлину.

После победного окончания войны в Европе авиакорпус Скока перелетел в Забайкалье. Действия Ту-2 против японских войск также отличались большой эффективностью.

Ту-2 использовались и в авиации всех действующих флотов, уничтожали вражеские корабли бомбами, а специально оборудованные самолеты ставили с воздуха минные заграждения и использовались как торпедоносцы.

Впоследствии главнокомандующий ВВС страны (в 1942 – 1946 гг.) главный маршал авиации А.А. Новиков признал Ту-2 лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны, выполнявшим боевые задачи практически без потерь. Его создатель в 1944 г. был награжден за свое детище.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте