Конструирование знакомит дошкольников с ранним программированием и критическими навыками, естественно зажигая их любопытство, креативность и желание исследовать и учиться вместе. Век технологизации и цифровизации диктует обществу необходимость выполнения четких задач, действий, последовательно идущих друг за другом, для достижения конкретной цели. Поэтому актуальность умения работать в соответствии с алгоритмом и этот алгоритм составлять возрастает. Алгоритмика – будущее программирования. Понимая алгоритм, мы закладываем определенные комбинации, а это навык будущего.
В основе нашей технологии лежат приемы, которые не заменяют традиционные, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Практическое обучение обеспечивает среду для создания идей и моделей, практикуя важные навыки, такие как общение, сотрудничество, критическое мышление и творчество. Если человек способен мыслить критически, он использует разные когнитивные навыки и стратегии, чтобы повысить вероятность желаемого результата.
Мы хотим придать детям больше уверенности в себе. Когда они собирают конструктор, то постоянно сталкиваются с проблемами: что-то не сработало, что-то не получается сразу правильно соединить, что-то не двигается.
В соответствии с требованиями ФГОС дети должны сами ставить себе учебные цели, достигать их и оценивать результаты.
Цель нашего проекта – достижение таких образовательных результатов, как:
– умение работать с постоянно увеличивающимся и постоянно обновляющимся потоками информации в разных областях знаний;
– умение интегрировать информацию, задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу, решать проблемы;
– вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
– выражать свои мысли ясно, уверенно, аргументировать свою точку зрения;
– брать на себя ответственность;
– участвовать в совместном принятии решения, учитывать точки зрения других;
– умение сотрудничать и работать в группе, искать компромиссные решения.
И здесь нам помогут три фазы технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
На этапе вызова у обучающихся актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется их личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова педагог создает умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных и необычных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием препятствий в способе решения учебной задачи. В копилке каждого педагога имеются собственные приемы для мотивации учащихся к работе, включения их в активную деятельность.
На стадии осмысления (или реализации) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ребенок получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы, соотносить ранее полученную и новую информацию. Благодаря этому формируется собственная позиция. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала, у детей формируется умение ориентироваться в технике чтения схем.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления, с тем чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит усвоение нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
Важнейшую роль в решении наших задач играет предметно-пространственная среда, включающая технические средства обучения (интерактивная доска, интерактивный стол).
Мы предполагаем, что использование предложенных нами приемов поможет детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволит использовать свои знания в стандартных и нестандартных ситуациях, будет развивать способность ставить новые вопросы, приводить разнообразные аргументы, развивать самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.
Одним из направлений в реализации нашего проекта является использование графических приемов организации материала. Модели, рисунки и схемы отражают взаимосвязь идей, показывают ход мыслей. Процесс мышления становится наглядным. Этот навык в будущем позволит создавать условия для применения принципов дизайна и маркетинга для создания и продвижения своего продукта деятельности.
Также использование графических приемов способствует осознанию творческого потенциала в разнообразных сферах деятельности.
В первом приеме детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от них очертание отдельных элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Это эффективное средство активизации мышления дошкольников.
Во втором, чтобы проанализировать условия постройки, нужно заполнить «рыбу». Хвост «рыбы» – это постановка задачи, тело – этапы работы, а голова – итог. Мы предлагаем детям делать это с помощью интерактивного стола и игры «Собери «рыбу». На первых этапах сама «рыба» подсказывает детям правильность этапов постройки. Затем они проверяют это опытным путем при конструировании, выявляя верность или неверность принятых решений. Детям предстоит решить на более поздних этапах, как сконструировать ту или иную деталь, необходимую им для постройки.
Третий прием – на интерактивной доске или столе детям предлагается набор геометрических фигур. Они могут использовать все или только некоторые фигуры. После обсуждения ребята составляют схему постройки и переносят ее на реальный объект.
На каждом этапе работы мы предлагаем детям усложнения в виде разных конструкторов – от простых к сложным, от крупных к мелким. Это поможет детям в будущем прогнозировать, как конструировать ту или иную деталь, необходимую им для постройки.
Критическое мышление – это возможность видеть разные варианты действий в одинаковых ситуациях. Таким образом, у детей будет вырабатываться привычка продумывать все варианты и оценивать их эффективность.
И здесь важно работать в команде. Именно командная работа побуждает детей задавать вопросы, обсуждать причины и следствия, перепроверять информацию, признавать свои ошибки и делать выводы.
Юлия ПЯТИБРАТОВА, старший воспитатель школы №1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского;
Надежда СМИРНОВА, музыкальный руководитель школы №1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского
Комментарий
Елена ДОКТОРОВА, учитель начальных классов школы №853:
– Меняется наша жизнь, меняемся мы, меняются наши взгляды на жизнь. Появляются новые ориентиры, обновляются жизненные ценности. В процессе общения и деятельности люди творят друг друга, происходит взаимосвязанный процесс познания других людей и самопознания. Малыш, появившись на свет, уже встал на путь познания жизни, на путь личностного развития. Как помочь ему увидеть этот прекрасный мир во всем его многообразии, стать хозяином своей судьбы, стать личностью?
Ребенку необходимо свободно выражать свои мысли, самостоятельно осуществлять любую деятельность, выражать свое отношение к чему-либо без боязни быть непонятым и раскритикованным взрослыми и сверстниками.
Педагогическая помощь и поддержка являются главным фактором для личностного развития, потому что помощь и поддержка подталкивают ребенка к успеху, вселяют уверенность в себе, в завтрашнем дне.
В младшем школьном возрасте закладываются основы развития личности. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать личность полноценную, гармоничную. Поэтому необходимо создать ребенку душевный комфорт, избавить его от тревожности.
Педагогическая помощь обеспечит раскрытие личностного потенциала ребенка, поможет преодолеть трудности. Современные образовательные практики все больше базируются на технологиях самореализации личности для жизненного самоопределения. Самоопределение – это выбор по отношению к себе, но для него недостаточно знать окружающий мир людей, вещей, природы. Познание себя, своего «я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил – важное направление в личностном развитии младших школьников.
Для любого человека, а особенно для ребенка, характерно ожидание поддержки или готовность ее оказать, что зависит от задач и условий деятельности. Особенно она необходима (и ожидаема) в ситуациях поиска и выбора (самоопределения), а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно, поскольку многое делает впервые при минимуме опыта.
Поддерживать можно:
– словами («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед»);
– высказываниями («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал»);
– жестами (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его);
– совместными действиями и улыбкой.
Осуществляя педагогическую поддержку, очень важно соблюдать чувство меры, руководствоваться соображениями педагогического такта.
Комментарии